Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 321 
Next page End  

укротителе или, соответственно, в отце, стоящем над нами, чтобы мы знали, что есть добро, и могли
поступать правильно. Но так как мы все еще такие варвары, то доверие к законам человеческой природы
и человеческого пути представляется нам опасным и неэтическим натурализмом. Почему так? Потому
что у варвара непосредственно под тонким налетом культуры укрывается животное, а этого он не без
основания боится. Но животное не преодолевается тем, что его запирают в клетку. Нет морали и
нравственности без свободы. Когда варвар выпускает свое животное, то получается вместо свободы
несвобода. Чтобы получить доступ к свободе, необходимо сначала преодолеть варварство. В принципе
это достигается тем, что основание и мотивирующая сила нравственности ощущаются и
воспринимаются индивидом как составные части его собственной природы, а не как внешние
ограничения. Но как же может человек достигнуть такого ощущения и понимания, если не через
конфликт противоположностей?
г) Объединяющий символ в китайской философии
Понятие среднего пути, лежащего между противоположностями, мы находим также в Китае в
форме Дао. Понятие Дао встречается обыкновенно в связи с именем философа Лао-Цзы, родившегося в
604 году до Рождества Христова. Однако это понятие старше, чем философия Лао-Цзы. Оно связано с
известными представлениями древней народной религии, учившей о Дао, о «пути» неба. Это понятие
соответствует ведийскому понятию rita. Дао имеет следующие значения: 1) путь, 2) метод, 3) принцип, 4)
сила природы или жизненная сила, 5) закономерные процессы природы, б) идея мира, 7) причина всех
явлений, 8) правое, 9) доброе, 10) нравственный миропорядок. Некоторые переводчики передают Дао
даже словом Бог, не без некоторого основания, ибо Дао, так же как и rita, обладает некоторой
конкретной субстанциальностью.
Приведу прежде всего несколько примеров из Дао-дэ-цзин, классической книги Лао-Цзы:
1. «Я не знаю, чей оно (Дао) сын; можно считать его существовавшим раньше божества». [Дао-
дэ-цзин. Гл.4]
2. «Было нечто неопределимое, совершенное, оно действовало раньше земли и неба. Как тихо
было оно и как бесформенно, одиноко само по себе, неизменно, всеобъемлюще и неисчерпаемо! Можно
считать его матерью всех вещей. Я не знаю его имени, но обозначаю его как Дао». [Дао-дэ-цзин. Гл. 25]
3. Чтобы описать сущность Дао, Лао-Цзы сравнивает его с водою: «Благодатность воды
проявляется в том, что она всем делает добро и в то же время без сопротивления всегда отыскивает
самое низкое место, которого все люди избегают. Таким образом, она имеет в себе нечто от Дао».
Пожалуй, нельзя было бы выразить лучше идею «потенциала», «скрытой энергии».
4. «Кто всегда свободен от вожделений, тот созерцает его сущность, кто постоянно вожделеет,
тот видит его внешность». [Дао-дэ-цзин. Гл. 1]
Тут имеется несомненное родство с основной идеей брахманизма, причем непосредственного
соприкосновения могло и не быть. Лао-Цзы безусловно оригинальный мыслитель, а исконный образ,
лежащий в основе понятий rita —
Брахман-Атман и Дао, общечеловечен и встречается повсюду в
качестве примитивного понятия энергии, или «душевной силы», или как бы он ни был еще обозначен.
«Кто знает вечное, тот объемлющ; объемлющ и потому справедлив; справедлив и потому царь;
царь и потому небесный; небесный и потому причастный Дао; причастный Дао и потому
пребывающий; он лишается тела без ущерба». [Дао-дэ-цзин. Гл. 16]
Следовательно, знание Дао имеет столь же спасительное и возвышающее действие, как и знание
Брахмана: происходит соединение с Дао, с бесконечной «творческой длительностью», duree creatice (ср. с
понятием Бергсона), чтобы поставить это новейшее философское понятие рядом с древними,
родственными ему понятиями, ибо Дао есть также и течение времени.
5. Дао есть иррациональная и поэтому совершенно непостижимая величина: «Дао есть сущность,
однако оно непостижимо и непонятно». [Дао-дэ-цзин. Гл. 21]
6. Но Дао есть и нечто не-сущее: «Все вещи под небом возникли из него, как из сущего; но бытие
этого сущего возникло опять-таки из него, как из не-сущего». [Дао-дэ-цзин. Гл.40] «Дао сокровенно, оно
не имеет имени». [Дао-дэ-цзин. Гл.41] Очевидно, Дао есть иррациональное соединение
противоположностей и, следовательно, символ, который и есть, и не-есть.
Hosted by uCoz