Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 321 
Next page End  

разрешающий принцип определяется
как поклонение душе, символически выраженное в поклонении
женщине. В этом заключается, с одной стороны, современный, индивидуалистический принцип, с
другой же — примитивный, полидемонистический принцип, указывающий не только каждому
племени, но и каждому роду, каждой семье и даже каждому индивиду его собственное религиозное
начало.
Средневековый оригинал Фауста потому имеет совершенно особенное значение, что у колыбели
современного индивидуализма действительно стоит средневековый элемент. Началось это, как мне
кажется, с поклонения женщине, что значительно укрепило мужскую душу как психологический фактор;
ибо поклонение женщине имело в виду поклонение душе. Нигде это не выражено прекраснее и полнее,
как в «Божественной комедии» Данте.
Данте — духовный рыцарь своей дамы; ради нее он переживает приключения низшего и
высшего мира. И в этом героическом труде образ ее возвышается для него до потусторонней,
мистической фигуры Богоматери, фигуры, отрешившейся от объекта и ставшей благодаря этому
олицетворением чисто психологического фактора, а именно тех бессознательных содержаний,
персонификацию которых я называю анимой. В XXXIII песне Рая, в молитве Бернарда, мы находим этот
венец психического развития Данте:
1. О Дева-Мать, дочь Сына Своего! Смиренная,
возвышена Ты более,
Чем всякое другое существо!
4. Ты цель конечная верховной воли;
Тобою род наш так облагорожен,
Что сам Творец возжаждал нашей доли.
к развитию Данте относятся также стих 22 и последующие:
Сей муж из бездны, больше всех глубокой,
В сии круги поднялся с перстью дольной,
Их счастьем порознь упоивши око.
И ныне молит — силы дать довольно,
Да — милостью Твоей — он хоть однажды
До радости взлетит первопрестольной.
стих 31 и дальше:
Рассей же в нем все смертности туманы,
Дабы, очищен, мог он насладиться
Верховнейшим блаженством невозбранно.
и дальше:
Восторжествуй над плотью в бореньи!
Пусть сонм святой сольется весь — о том,
Со мной и Беатриче, в сем моленьи! /56/
То обстоятельство, что Данте говорит здесь устами св. Бернарда, указывает на преобразование и
возвышение его собственного существа. Ведь такое же превращение происходит и в Фаусте, который
восходит от Маргариты к Елене, а от нее к Богоматери и, несколько раз изменяя свое существо путем
фигуральной смерти, достигает, в качестве «доктора Мариануса», высочайшей цели. В его лице Фауст
обращает свою молитву к Деве-Матери:
Hosted by uCoz