Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 321 
Next page End  

эротической фантазии, но в «обожествленном» виде, подобно богине в небесах. Это обстоятельство
указывает на то, что эротическое впечатление, вытесненное в бессознательное, оживило лежащий
наготове первообраз богини, то есть первоначальный душевный образ. Очевидно, эротическое
впечатление сочеталось в коллективном бессознательном с теми архаическими осадками, которые от
века хранят в себе следы мощных неизгладимых впечатлений о сущности женщины — женщины как
матери и женщины как желанной девы. Эти впечатления потому были могучи, что как в младенце, так и
в зрелом муже они разряжали силы, непосредственно заслуживающие атрибута божественности, то есть
чего-то непреодолимого, безусловно принуждающего. Познание этих сил, как демонических властей,
обязано своим происхождением не столько моральному вытеснению, сколько саморегулированию
психического организма, который, при помощи такого оборота, старается оградить себя от потери
равновесия. Ибо если психика оказывается способной противопоставить непреодолимо увлекающей
силе страсти, бросающей одного человека на путь другого и предающей его на гнев и на милость, —
иную позицию, отнимая на самой высоте страсти у беспредельно желанного объекта ореол идола и
заставляя человека пасть на колени пред образом божества, то она тем самым спасает человека от
проклятия, прикрепляющего к объекту. Тогда человек возвращен самому себе, и, вынужденный
предаться себе, он вновь находит себя самого среди богов и людей, на своем собственном пути,
подчиненным своему собственному закону. Невероятная робость, присущая первобытному человеку, эта
робость перед всем производящим сильное впечатление, что он тотчас же ощущает как волшебство, как
нечто заряженное магической силой, — охраняет его вполне целесообразно от того, что можно назвать
утратой души, утратой, которой боятся все первобытные народы, ибо за нею следуют болезнь и смерть.
Утрата души соответствует отрыву части собственного существа, исчезновению и эмансипации
одного комплекса, который через это становится тираническим узурпатором сознания, подавляет
человека в его целом, выбрасывает его из русла и принуждает его к поступкам, слепая односторонность
которых неизбежно приводит его к саморазрушению. Известно, что первобытные народы подвержены
таким явлениям, как исступление (амок), неистовость, одержимость и проч. Осознание демонического
характера такой силы является действенной защитой, ибо такое представление тотчас же отнимает у
объекта большую часть его чарующей силы и переносит источник ее в демонический мир, то есть в
бессознательное, откуда в действительности и произошла сила страсти. Экзорсистскому возвращению
либидо в бессознательное служат также и обряды заклинания, которые должны вернуть душу и
разрушить чары.
Этот механизм действует, по-видимому, и в эпизоде с Гермасом. Превращение Рооды в
божественную госпожу отняло у действительного объекта его вызывающую страсть и губительную силу
и подчинило Гермаса закону его собственной души и ее коллективных определений. Гермас благодаря
своим способностям был несомненно более глубоко приобщен к духовным течениям своего времени.
Как раз в это самое время его брат, Пий, занимал в Риме епископский престол. Поэтому Гермас был,
вероятно, призван работать над великими заданиями своего времени в большей степени, чем он мог это
сознательно осуществить в качестве бывшего раба. Ни один способный человек того времени не мог
надолго противостоять исторической задаче той эпохи — христианизации, разве только если пределы и
свойства его расы, естественно, указывали ему иную функцию в великом процессе духовного
преобразования. Подобно тому как внешние условия жизни принуждают человека к известным
социальным функциям, так и душа имеет известные коллективные определения, принудительно
ведущие к социализации мнений и убеждений. Превращение возможного социального нарушения и
возможного вызванного страстью самоповреждения — в служение душе подводит Гермаса к
исполнению социальной задачи духовного свойства, которая для того времени имела, конечно, немалое
значение.
Но чтобы сделать его способным к выполнению такого задания, необходимо, по-видимому,
чтобы душа его разрушила в нем последнюю возможность эротической привязанности к объекту. Эта
последняя возможность состоит в нечестности перед самим собою. Сознательно отрицая в себе
эротическое желание, Гермас доказывает только, что ему было бы приятнее, если бы эротического
желания в нем не было, но совсем не доказывает, что в нем действительно нет эротических стремлений
и фантазий. Поэтому женщина и его госпожа, то есть душа, беспощадно вскрывает наличность его греха
и тем освобождает его и от тайной привязанности к объекту. Этим она, как «сосуд благочестия»,
Hosted by uCoz