Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 321 
Next page End  

символики сосуда, чем за него. За возможность внебиблейского происхождения вообще говорит тот
факт, что средневековые гимны Марии без стеснения берут свои сравнения отовсюду и приводят в связь
с Девой все, что в каком-нибудь смысле является драгоценным. Древность символа сосуда — он ведет
свое начало от III — IV века — не говорит против его светского происхождения, ибо уже Отцы Церкви
были склонны пользоваться внебиблейскими «языческими» уподоблениями; например, Тертуллиан
[«Эта девственная земля еще не орошена дождями и не оплодотворена ливнями».], Августин [«Истина
зачалась от земли, ибо Христос родился от девы».] и др. сравнивали Деву с еще не оскверненною
землею, с невспаханным полем, конечно не без того, чтобы покоситься на «корэ» (деву, Персефону)
мистерий. Такие сравнения слагались через посредство языческих образцов, подобно тому как Кюмон
показал на иллюстрациях церковных книг, относящихся к раннему Средневековью, в частности на
примере вознесения на небо Илии, которое нередко изображалось в подражании древнему образцу из
мистерий Митры. В целом ряде обычаев Церковь следовала за данными языческими обыкновениями, не
последним примером чему может служить переложение Рождества Христова на «natalis solis invicti» (день
рождения непобедимого солнца). Иероним сравнивет Деву с солнцем — как с матерью света.
Эти обозначения внебиблейского характера могут иметь источником только языческие воззрения,
бывшие тогда еще в ходу. Поэтому является вполне обоснованным, если мы, говоря о символе сосуда,
вспомним и гностическую символику сосуда, хорошо известную и всюду распространенную в те
времена. От той эпохи сохранилось большое число гемм с символом сосуда, кувшина с замечательными
крылообразными лентами, непосредственно напоминающего Uterus с ligamenta lata. По Маттеру, этот
сосуд называется «Vase of Sin», как бы в противоположность гимнам Марии, прославляющим Деву как
vas virtutum. Кинг («The Gnostics and their remains», p. 111) оспаривает такое понимание как произвольное и
присоединяется к пониманию Келера, по которому изображение на геммах (главным образом
египетское) имеет в виду черпала водяного колеса, выкачивающего воду из Нила для орошения полей,
на что указывают и своеобразные ленты, служившие, очевидно, для прикрепления черпал к колесу.
Кинг замечает, что оплодотворяющее действие черпала можно, по античной фразеологии, выразить как
«оплодотворение Изиды семенем Озириса». На сосуде бывает часто изображено веяло, вероятно
имеющее отношение к «mystica vannus jacchi» [Веяло, севалка, употреблявшаяся при элевсинских
мистериях и торжественно носившаяся в процессиях. (прим. ред.)], к Иахосу [Корзина со священною
утварью и особенно с
первенцами от плодов, которую носили в праздник Вакха. (прим. ред.)],
аллегорическому обозначению места рождения пшеничного зерна как символа бога плодородия. /47-
§528 и далее/ Одна из греческих свадебных церемоний состояла в том, что невесте возлагали на голову
корзину для отвеивания зерна, наполненную плодами, что являлось, очевидно, оплодотворяющим
волхвованием.
Такому пониманию соответствует и древнеегипетское представление о том, что все произошло
из первичной воды, из Ну или Нут, которая отождествлялась также с Нилом или с океаном. Ну
изображается при помощи трех горшков, трех знаков воды, и знака неба. В одном из гимнов,
обращенных к Пта-Тенену, говорится: «Производитель зерна, исходящего из него, во имя его, Ну, старца,
который оплодотворяет воды небесные и делает так, что воды появляются на горах, дабы даровать
жизнь мужу и жене». /58-
P.511/ Сэр Уоллис Бедж обратил мое внимание на то, что символика uterus
существует и поныне в южной части Египта в качестве волхвования, вызывающего дождь и
плодородие. Еще и поныне иногда бывает так, что туземцы убивают в кустах женщину и вынимают из
нее uterus, с тем чтобы воспользоваться этим органом для своих магических ритуалов. /59- P.67,74/
Если мы представим себе, как сильно было влияние гностических представлений на Отцов
Церкви, несмотря на сильнейшее сопротивление их этим еретическим учениям, то окажется
допустимым и то, что именно в символике сосуда проникла частица язычества, применимая к
христианству, и притом с тем большею легкостью, несмотря на то что наше время и наша психология
неудержимо понуждают к его разложению.
Итак, общее официальное христианство снова впитало в себя те гностические элементы, которые
обнаруживались в психологии служения женщине, и приспособило эти элементы к усиленному
почитанию Марин. Я привел лавретанскую литанию как известный пример такого процесса
ассимиляции, выбрав его из массы других столь же интересных материалов. В этой ассимиляции с
общим христианским символом погиб с самого начала тот росток мужской душевной культуры, который
Hosted by uCoz