Navigation bar
  Print document Start Previous page
 181 of 321 
Next page End  

вообще, от кажущегося произвола всеобщего органического существования». В противоположность
запутывающему и поражающему множеству оживленных объектов человек создает себе абстракцию, то
есть абстрактный общий образ, властно вводящий впечатления в закономерную форму. Этот образ
имеет магическое значение против хаотической смены переживаний. Человек погружается в этот образ
и настолько теряет себя в нем, что ставит наконец свою абстрактную истину выше реальности жизни и
тем самым вообще подавляет жизнь, которая могла бы нарушить наслаждение абстрактной красотой.
Тем самым он возводит самого себя до абстракции, он отождествляет себя с вечной значимостью своего
образа и застывает в нем, причем образ становится для него до известной степени освобождающей
формулой. Таким способом он отчуждается от самого себя и переносит свою жизнь на свою абстракцию,
в которой он ее как бы кристаллизирует.
Далее, эмпатирующий, вчувствуя в объект свою деятельность, свою жизнь, также уходит этим в
объект, поскольку эмпатированное содержание представляет собой существенную часть субъекта.
Субъект становится объектом, он отождествляет себя с ним и, таким образом, избавляется от себя
самого. Объективируя себя, он слагает с себя субъективность. Воррингер говорит: «Но, эмпатируя эту
волю к деятельности в другой объект, мы и находимся в другом объекте. Мы избавлены от нашего
индивидуального бытия на то время, пока мы, в нашем стремлении к переживаниям, растворяемся во
внешнем объекте, во внешней форме. Мы чувствуем, как наша индивидуальность как бы вливается в
твердые грани, в противоположность беспредельной дифференцированности индивидуального
сознания. В этом самообъективировании лежит отчуждение от себя. Это утверждение нашей
индивидуальной потребности в действии представляет собой в то же время предел для ее
беспредельных возможностей, отрицание ее несоединимых дифференцированностей. В пределах этой
объективации мы, с нашим внутренним стремлением к активности, находим отдых». /75- S.27/
Подобно тому как для абстрагирующегося абстрактный образ является оплотом, защитой от
разлагающих воздействий бессознательно оживленных объектов [Fr. Th. Vischer в своем романе «Auch
Einer» дает меткое описание оживленных объектов. /80/], так для эмпатирующего перенесение на объект
становится защитой от разлагающего действия внутренних субъективных факторов, беспредельных
возможностей фантазии и соответствующих влечений к деятельности, основанной на беспредельных,
фантастических возможностях. Как, по Адлеру, интровертный невротик цепляется за «фиктивную
руководящую линию», так экстравертный невротик цепляется за объект, на который он совершил
перенос. Интровертный абстрагировал свою «руководящую линию» от своих хороших или дурных
испытаний, пережитых на объекте, и доверяется формуле как средству защиты от беспредельных
возможностей жизни.
Эмпатия и абстрагирование, экстраверсия и интроверсия суть механизмы приспособления и
защиты. Поскольку они дают возможность приспособления, они защищают человека от внешних
опасностей. Поскольку они суть направленные функции
[По вопросу о направленном мышлении /29/],
они освобождают человека от всего, носящего характер случайного влечения, мало того, они даже
защищают его от этого, давая ему возможность самоотчуждения.
Как показывает повседневный
психологический опыт, есть очень много людей, которые всецело отождествляются со своей
направленной функцией («ценной» функцией); таковы, между прочим, типы, обсужденные здесь.
Отождествление с направленной функцией имеет то неоспоримое преимущество, что этим человек
лучше всего приспособляется к коллективным ожиданиям и требованиям и, кроме того, получает еще
возможность путем самоотчуждения уклоняться от своих подчиненных (неполноценных),
недифференцированных и ненаправленных функций. К тому же с точки зрения социальной морали
«самоотверженность» является особенной добродетелью. Однако, с другой стороны, отождествление с
направленной функцией имеет и крупный минус, а именно дегенерацию индивида. Несомненно,
человек в широкой мере способен к механизации, но все-таки не до такой степени, чтобы он мог совсем
отказаться от себя, не потерпев от этого вреда. Ибо чем больше он отождествляет себя с одной
функцией, тем более он вкладывает в нее либидо и тем более он отвлекает либидо от других функций. В
течение довольно долгого времени эти функции выносят значительное отвлечение либидо; но однажды
он начинает реагировать. Ибо вследствие того, что либидо отвлекается от них, они понемногу
опускаются под порог сознания, их ассоциативная связь с сознанием ослабевает и от этого они мало-
помалу погружаются в бессознательное. Это равносильно регрессивному развитию, именно —
Hosted by uCoz