Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 321 
Next page End  

— «поклонник абстрактных и вечных принципов». Эмпирик — «любитель фактов во всем их
необработанном многообразии». /81- P.9/ Хотя никто не может обойтись ни без фактов, ни без
принципов, однако слагаются совершенно различные точки зрения, в зависимости от того, что центр
тяжести перелагается на одну или на другую сторону.
По Джемсу, «рационализм» является синонимом «интеллектуализма», а «эмпиризм» синонимом
«сенсуализма». Хотя я считаю такое сближение несостоятельным, однако сначала отложим критику и
проследим до конца ход мыслей Джемса. По его мнению, с интеллектуализмом связана идеалистическая
и оптимистическая тенденция, тогда как эмпиризм склоняется к материализму и к лишь условному и
шаткому оптимизму. Рационализм (интеллектуализм) всегда монистичен.
Он начинает с целого и
универсального и приводит вещи к единству. Эмпиризм, напротив, начинается с части и превращает
целое в нечто собирательное.
Его можно было бы охарактеризовать как плюрализм. Рационалист —
чувствительный человек, эмпирик — существо твердоголовое. Первый естественно склоняется к
призванию свободы воли, второй — к фатализму. В своих утверждениях рационалист легко впадает в
догматизм, эмпирик, напротив, более скептичен. /81-
Р.10 ff/ Джемс характеризует рационалиста как
человека с нежным или деликатным складом души (tender-minded), а эмпирика — как человека с жестким
характером (tough-minded). Этим он, очевидно, пытается определить своеобразные свойства обеих
ментальностей. В дальнейшем изложении мы еще вернемся к более подробному исследованию этой
характеристики. Интересно то, что Джемс говорит о предубеждениях, которые люди обоих типов
взаимно питают друг против друга: «Они невысокого мнения друг о друге. /81- P.12 ff/ Во все времена их
типическая противоположность играла известную роль в философии, так же как и в наше время.
Жесткие осуждают нежных за сентиментальность, а нежные называют тех — нетонкими, тупыми или
брутальными. Каждый считает другого низшим». Качества обоих типов Джемс противопоставляет в
следующих двух столбцах.
Нежный тип (tender-minded)
Жесткий тип (tough-minded)
Рационалист (следует принципам)
Эмпирик (следует за фактами)
Интеллектуалист
Сенсуалист
Идеалист
Материалист
Оптимист
Пессимист
Религиозен
Безрелигиозен
Индетерминист
Детерминист, фаталист
Монист
Плюралист
Догматик
Скептик
Это сопоставление затрагивает различные проблемы, уже знакомые нам по главе о номинализме
и реализме. Человек нежного типа имеет известные общие черты с реалистом, а человек жесткого типа
— с номиналистом. Как я уже разъяснил выше, реализм соответствует принципу интроверсии, а
номинализм — принципу экстраверсии. Несомненно, что и спор об универсалиях относится прежде
всего к тем историческим противоположностям темпераментов в философии, на которые указывает
Джемс. Эти отношения побуждают нас сопоставлять нежный тип (tender-minded) с интровертным, а
жесткий тип (tough-minded) с экстравертным типом. Однако остается еще рассмотреть поближе, имеет ли
такое сопоставление право на существование или нет.
Из-за моего недостаточного знакомства с трудами Джемса, мне не удалось найти у него более
обстоятельные определения или описания обоих типов, хотя он не раз говорит об этих двух видах
мышления, обозначая их также терминами «thin» и «thick». Флурнуа /83- P.32/ поясняет «thin» как нечто
«тонкое, мелкое, худое, слабое» [«Mince, tenu, maigre, chetif».], a «thick» как нечто «толстое, плотное,
массивное, крепкое». [«Epais, solide, massif, cossu».] Один раз Джемс заменяет термин «tended-minded»
выражением «soft-headed» —
то есть дословно «мягкоголовый». «Soft», как и «tender», значит мягкий,
нежный, кроткий, мирный, тихий, то есть несколько слабый, приглушенный, слабосильный, в
противоположность к «thick» и «tough», терминам, указывающим на свойства сопротивляемости,
солидности, трудноизменяемости, свойства, напоминающие о природе материи. Согласно этому,
Hosted by uCoz