Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 321 
Next page End  

другому типу. Исследователи с большой быстротой реакции суть романтики,
исследователи же с
небольшой быстротой — суть классики». /89- S.44 f/
Классик отличается медленным процессом творчества и создает нередко самые зрелые плоды
своего духа — лишь сравнительно поздно. /89- S.89/ По Оствальду, наличным признаком классического
типа всегда является «безусловная потребность стоять пред общественностью свободными от ошибок».
/89- S.94/ Классическому типу в виде возмещения за «недостаточное личное влияние предоставлена тем
большая возможность влиять своими сочинениями». /89- S.100/
Правда, этому влиянию, по-видимому, тоже поставлены пределы, как на то указывает
приведенный Оствальдом случай из биографии Гельмгольца: по поводу математических исследований
Гельмгольца о влиянии индуктивных токов Дюбуа-Реймон пишет исследователю: «Ты должен — не в
обиду тебе будет сказано — гораздо больше заботиться о том, чтобы отвлечься от своей собственной
точки зрения в науке и ставить себя на точку зрения тех, которые еще не знают, о чем идет речь и что ты
хочешь им разъяснить». На это Гельмгольц ответил: «Что касается изложения в этой статье, то именно в
данном случае оно стоило мне большого труда, и наконец мне показалось, что я могу быть им доволен».
По этому поводу Оствальд замечает: «В вопрос о читателе он вовсе не входит, ибо по характеру классика
он пишет для себя самого, то есть так, что изложение кажется безупречным ему, а не другим».
Характерно то, что Дюбуа-Реймон пишет в том же письме Гельмгольцу: «Я раза два прочел твою статью
и резюме, что ты, собственно, делал и как ты это сделал. Наконец я сам открыл твой метод, и тогда
только я понял мало-помалу твое изложение».
Этот случай является весьма типичным событием в жизни классического типа, которому редко
или никогда не удается «воспламенить своей душой родственные души». /89- S.100/ Это показывает, что
признанная за классиком способность влиять своими сочинениями происходит, вероятно, главным
образом оттого, что он в большинстве случаев влияет лишь посмертно, то есть после того, как его
ретроспективно открывают в его печатных трудах, как это было, например, с Робертом Майером. И его
писания, по-видимому, очень часто лишены убеждающего, воспламеняющего, непосредственно личного
воздействия, ибо писание есть в конце концов столь же личное выражение, как разговор или лекция.
Поэтому влияние классика, переданное через посредство его сочинений, основано не столько на
внешних, воодушевляющих свойствах его сочинений, сколько на том обстоятельстве, что его писания
суть, в конце концов, единственное, остающееся после него, из чего впоследствии можно бывает
реконструировать заслуги данного человека. Ибо, по-видимому, из описания Оствальда тоже вытекает
тот факт, что классик редко сообщает, что он делает и как он это делает, но сообщает лишь то, чего он
достиг, не считаясь с тем, что его читатели понятия не имеют о его путях. По-видимому, для классика
путь, характер и способ его творчества имеют меньшее значение, ибо все это теснейшим образом
связано с его личностью, которую он оставляет на заднем плане.
Оствальд сравнивает оба свои типа с четырьмя темпераментами, установленными в древности
/89- S.372/, и при этом в отношении той, свойственной им медленной и быстрой реакции, которая, по
его мнению, имеет фундаментальное значение. Медленная реакция соответствует флегматическому и
меланхолическому темпераменту, быстрая реакция — темпераменту сангвиническому и холерическому.
Он рассматривает сангвинический и флегматический типы как нормальные средние типы, тогда как
холерический и меланхолический типы представляются ему болезненными преувеличениями основных
характеров.
И в самом деле, просматривая биографии Гемфри Дэви (английский физик и химик, 1778-1829) и
Либиха (Юстус Либих, 1803-1873) — немецкий химик), с одной стороны, и биографии Роберта Майера
(1814-1878) и Майкла Фарадея (1791-1867) — с другой, нетрудно признать, что первые являются
одновременно ярко выраженными «романтиками» и сангвино-холериками, последние же, наоборот,
столь же несомненными «классиками», флегматиками и меланхоликами. Это размышление Оствальда
представляется мне вполне убедительным, ибо весьма вероятно, что древнее деление на четыре
темперамента построено по тому же опытному принципу, на основании которого Оствальд построил
свое деление на классический и романтический типы. Четыре темперамента явно различаются с точки
зрения эффективности, то есть в их проявляющихся наружу аффективных реакциях. Но с
психологической точки зрения такая классификация поверхностна;
она судит исключительно по
внешнему проявлению. Согласно этому древнему делению, человек, который по внешности держится
Hosted by uCoz