Navigation bar
  Print document Start Previous page
 244 of 321 
Next page End  

имел возможность видеть, что именно автор под ними подразумевает.
Отвечая такой потребности, я хотел бы ниже выяснить в алфавитном порядке главнейшие
психологические понятия, употребляемые мной. При этом я просил бы читателя вспоминать во всех
сомнительных случаях мои разъяснения. Само собой разумеется, что в этих объяснениях и определениях
я хочу лишь дать отчет о том, в каком смысле я употребляю эти понятия, причем я совсем не хочу этим
сказать, будто такое словоупотребление является при всех обстоятельствах единственно возможным или
безусловно верным.
1. Абстракция
как на то указывает само слово — есть извлечение или отвлечение какого-
нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т.
д.) из связного контекста,
содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то
неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность,
своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с
каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как
иррелевантные, «не относящиеся к делу».
Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая
освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения
его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то,
что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве
иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.
Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще.
Существует абстрагирующее мышление,
равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное
мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими
свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с
содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к
интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства,
которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93-
V.II, ch.16/
Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94-
S.48/ Абстрактные чувства
содействовали бы, в моем понимании, «высшим» или «идеальным» чувствам Наловского. Абстрактные
чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы
обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), а
абстрактную интуицию — как интуицию символическую в противоположность фантастической
интуиции (см. фантазия и интуиция).
В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним
психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не
позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части,
исключая все прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как
единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого. Хотя осознание целого
мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое
как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир
моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части
объекта. (Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного
установления
понятий.) «Интерес» я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью
или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я
представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание
ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к
энергетическому обесцениванию объекта.
Другими словами, абстракция есть интровертирующее
движение либидо (см. интроверсия).
Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет
интровертный характер, а с другой —
ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве
существенной, абстрактными содержаниями, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее
содержание, тем более оно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому
понятие тем абстрактнее, чем «больше в нем опущено отличий, присущих вещам» /95- Bd.8, §6/, в том
Hosted by uCoz