Navigation bar
  Print document Start Previous page
 248 of 321 
Next page End  

ощущение, или чувство, или интуиция — точно так же недифференцированное чувство смешивается с
ощущениями и фантазиями, как, например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе.
Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще
свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности)
/100- Bd.6. S.249 ff/, то есть когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и
возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией.
Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например,
недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения
(«цветной слух»); недифференцированное чувство — от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-
нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована,
но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в
обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без
дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее
направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с
иррелевантным делает направленность невозможной — только дифференцированная функция
оказывается способной к определенному направлению.
15. Душа. [Психическое, психика, личность, персона, анима]. В процессе моих исследований,
посвященных структуре бессознательного, мне пришлось установить логическое различие между душой
и психическим.
Под психическим или психикой я понимаю целокупность всех психических процессов,
как сознательных, так и бессознательных. Со своей стороны, под душой я мыслю определенный,
обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как
«личность». Для более ясного описания того, что я при этом имею в виду, я должен привлечь сюда еще
некоторые точки зрения. Так, в частности, явление сомнамбулизма, раздвоенного сознания,
расщепленной личности и т. д., в исследовании которых наибольшие заслуги принадлежат французским
ученым, привели нас к той точке зрения, по которой в одном и том же индивиде может существовать
множество личностей.
[Душа как функциональный комплекс или «личность»]
Ясно и без дальнейших объяснений, что у нормального индивида никогда не обнаруживается
такое умножение личностей; однако возможность диссоциации личности, подтвержденная этими
случаями, могла бы существовать и в сфере нормальных явлений, хотя бы в виде намека. И
действительно, несколько более зоркому психологическому наблюдению удается без особых
затруднений усмотреть наличность хотя бы зачаточных следов расщепления характера даже у
нормальных индивидов. Достаточно, например, внимательно понаблюдать за кем-нибудь при
различных обстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходе из одной
среды в другую, причем каждый раз выявляется резко очерченный и явно отличный от прежнего
характер. Поговорка «Со своими лается, а к чужим ласкается» (Gassenengel — Hausteufel) формулирует,
отправляясь от повседневного опыта, именно явление такого расщепления личности. Определенная
среда требует и определенной установки. Чем дольше и чем чаще требуется такая соответствующая среде
установка, тем скорее она становится привычной. Очень многие люди из образованного класса по
большей части вынуждены вращаться в двух совершенно различных средах — в домашнем кругу, в семье
и в деловой жизни. Эти две совершенно различные обстановки требуют и двух совершенно различных
установок, которые, смотря по степени идентификации (см.) эго с каждой данной установкой,
обусловливают удвоение характера. В соответствии с социальными условиями и необходимостями
социальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях и требованиях деловой среды, с
другой стороны — на социальных намерениях и стремлениях самого субъекта. Обыкновенно домашний
характер слагается скорее согласно душевным запросам субъекта и его потребностям в удобстве, почему
и бывает так, что люди, в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые, упорные, упрямые и
беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными, мягкими, уступчивыми и слабыми.
Который же характер есть истинный, где же настоящая личность? На этот вопрос часто невозможно
бывает ответить.
Эти рассуждения показывают, что расщепление характера вполне возможно и у нормального
индивида. Поэтому мы с полным правом можем обсуждать вопрос о диссоциации личности и как
Hosted by uCoz