Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 321 
Next page End  

установка. В тех случаях, когда внутренние психические процессы, по-видимому, совершенно
оставляются без внимания, типичная внутренняя установка отсутствует столь же мало, сколь мало
отсутствует типичная внешняя установка в тех случаях, когда постоянно оставляется без внимания
внешний объект, реальность фактов. В этих последних, далеко не редких случаях персона
характеризуется недостатком соотнесенности, связанности, иногда даже слепой неосмотрительности,
опрометчивости, склоняющейся лишь перед жестокими ударами судьбы. Нередко именно данные
индивиды с ригидной персоной отличаются такой установкой к бессознательным процессам, которая
крайне восприимчива к исходящим от них влияниям. Насколько они с внешней стороны неподатливы и
недоступны для влияния, настолько же они мягки, вялы и податливы по отношению к их внутренним
процессам. Поэтому в таких случаях внутренняя установка соответствует внутренней личности,
диаметрально противоположной личности внешней. Я знаю, например, человека беспощадно и слепо
разрушившего жизненное счастье своих близких, но прерывающего важную деловую поездку, чтобы
насладиться красотой лесной опушки, замеченной им из вагона железной дороги. Такие же или похожие
случаи известны, конечно, каждому, так что у меня нет надобности нагромождать примеры.
[Душа как анима]
Повседневный опыт дает нам такое же право говорить о внешней личности, какое он дает нам
признавать существование личности внутренней. Внутренняя личность есть тот вид и способ
отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку; это есть та
внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному. Внешнюю установку,
внешний характер я называю персоной;
внутреннюю установку, внутреннее лицо я обозначаю словом
анима,
или душа.
В той мере, в какой установка привычна, она есть более или менее устойчивый
комплекс функций, с которым эго может более или менее отождествляться. Наш повседневный язык
выражает это весьма наглядно: когда кто-нибудь имеет привычную установку на определенные
ситуации, привычный способ действия, то обыкновенно говорят: «Он совсем другой,
когда делает то
или это». Этим вскрывается самостоятельность функционального комплекса при привычной установке:
дело обстоит так, как если бы другая личность овладевала индивидом, как если бы в него «вселялся
иной дух». Внутренняя установка, душа, требует такой же самостоятельности, которая очень часто
соответствует внешней установке. Это один из самых трудных фокусов воспитания — изменить
персону, внешнюю установку. Но столь же трудно изменить и душу, потому что обыкновенно ее
структура столь же крайне спаяна, как и структура персоны. Подобно тому как персона есть существо,
составляющее нередко весь видимый характер человека и, в известных случаях, неизменно
сопутствующее ему в течение всей его жизни, так и душа его есть определенно ограниченное существо,
имеющее подчас неизменно устойчивый и самостоятельный характер. Поэтому нередко душа прекрасно
поддается характеристике и описанию.
Что касается характера души, то, по моему опыту, можно установить общее основоположение,
что она в общем и целом дополняет внешний характер персоны. Опыт показывает нам, что душа
обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка.
Тиран, преследуемый тяжелыми снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является
типичной фигурой. С внешней стороны бесцеремонный, жесткий и недоступный, он внутренне
поддается каждой тени, подвержен каждому капризу так, как если бы он был самым несамостоятельным,
самым легкоопределимым существом. Следовательно, его анима (душа) содержит те общечеловеческие
свойства определяемости и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его персона.
Если персона интеллектуальна, то душа, наверно, сентиментальна. Характер души влияет также и на
половой характер, в чем я не раз с несомненностью убеждался. Женщина, в высшей степени
женственная, обладает мужественной душой; очень мужественный мужчина имеет женственную душу.
Эта противоположность возникает вследствие того, что, например, мужчина вовсе не вполне и не во
всем мужественней, но обладает и некоторыми женственными чертами. Чем мужественнее его внешняя
установка, тем больше из нее вытравлены все женственные черты; поэтому они появляются в его душе.
Это обстоятельство объясняет, почему именно очень мужественные мужчины подвержены характерным
слабостям: к побуждениям бессознательного они относятся женски податливо и мягко подчиняются их
влияниям. И наоборот, именно самые женственные женщины часто оказываются в известных
внутренних вопросах неисправимыми, настойчивыми и упрямыми, обнаруживая эти свойства в такой
Hosted by uCoz