Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 321 
Next page End  

интенсивности, которая встречается только во внешней установке у мужчин. Эти мужские черты,
будучи исключенными из внешней установки у женщины, стали свойствами ее души.
Поэтому если мы говорим у мужчины об аниме, то у женщины мы по справедливости должны
были бы говорить об анимусе, чтобы дать женской душе верное имя.
Что касается общечеловеческих свойств, то из характера персоны можно вывести характер души.
Все, что в норме должно было бы встречаться во внешней установке, но что странным образом в ней
отсутствует, находится, несомненно, во внутренней установке. Это основное правило, всегда
подтверждающееся в моем опыте. Что же касается индивидуальных свойств, то в этом отношении
нельзя делать никаких выводов. Если у мужчины в общем во внешней установке преобладает или, по
крайней мере, считается идеалом логика и предметность, то у женщины — чувство. Но в душе
оказывается обратное отношение: мужчина внутри чувствует, а женщина — рассуждает. Поэтому
мужчина легче впадает в полное отчаяние, тогда как женщина все еще способна утешать и надеяться;
поэтому мужчина чаще лишает себя жизни, чем женщина. Насколько легко женщина становится
жертвой социальных условий, например в качестве проститутки, настолько мужчина поддается
импульсам бессознательного, впадая в алкоголизм и другие пороки. Если кто-нибудь тождествен со
своей персоной, то его индивидуальные свойства ассоциированы с душой. Из этой ассоциации
возникает символ душевной беременности, часто встречающийся в сновидениях и опирающийся на
изначальный образ рождения героя. Дитя, которое должно родиться, обозначает в этом случае
индивидуальность, еще не присутствующую в сознании.
Тождество с персоной автоматически обусловливает бессознательное тождество с душой, ибо
если субъект, «я», не отличен от персоны, то он не имеет сознательного отношения к процессам
бессознательного. Поэтому он есть не что иное, как эти самые процессы, — он тождествен с ними. Кто
сам безусловно сливается со своей внешней ролью, тот неизбежно подпадает под власть внутренних
процессов, то есть при известных обстоятельствах он неизбежно пойдет наперекор своей внешней роли
или же доведет ее до абсурда. (См. энантиодромия.)
Это, конечно, исключает утверждение
индивидуальной линии поведения, и жизнь протекает в неизбежных противоположностях. В этом
случае душа всегда бывает проецирована в соответствующий реальный объект, к которому создается
отношение почти безусловной зависимости. Все реакции, исходящие от этого объекта, действуют на
субъекта непосредственно, изнутри захватывая его. Нередко это принимает форму трагических связей.
16. Душевный образ. Определенная разновидность психических образов (см. образ), создаваемых
бессознательным. Подобно тому как «персона» (см.), то есть внешняя установка, бывает представлена во
сне в образах тех лиц, у которых данные свойства особенно резко выражены, так и душа, или
анима/анимус, то есть внутренняя установка, изображается бессознательным в образах тех лиц, которые
обладают соответствующими душе качествами. Такой образ называется душевным образом. Подчас это
бывают совершенно неизвестные или мифологические лица. Обычно у мужчин бессознательное
изображает душу в виде женского лица — анимы, у женщин в виде мужского — анимуса. В тех случаях,
когда индивидуальность (см.) бессознательна и поэтому ассоциирована с душой, душевный образ
бывает того же пола, как и сам человек. Во всех тех случаях, где имеется тождество с персоной (см.
душа)
и где, следовательно, душа бессознательна, душевный образ бывает помещен в реальное лицо.
Это лицо становится предметом интенсивной любви или столь же интенсивной ненависти (или также
страха). Влияние этого лица имеет непосредственный и безусловно принудительный характер, ибо оно
всегда вызывает аффективный ответ. Аффект (см.) возникает оттого, что настоящее сознательное
приспособление к объекту, изображающему душевный образ, оказывается невозможным. Вследствие
этой невозможности и отсутствия объективного отношения либидо (см.) накапливается и разряжается
аффективным взрывом. Аффекты всегда занимают место неудавшихся приспособлений. Сознательное
приспособление к объекту, представляющему собой душевный образ, невозможно именно потому, что
субъект не сознает своей души. Если бы он сознавал ее, он мог бы отличить ее от объекта и тем сбросить
непосредственное воздействие объекта, ибо это воздействие возникает вследствие проекции (см.)
душевного образа в объект.
Для мужчины в качестве реального носителя душевного образа больше всего подходит женщина,
вследствие женственной природы его души, для женщины же — больше всего подходит мужчина.
Всюду, где есть безусловное, так сказать, магически действующее отношение между полами, дело идет о
Hosted by uCoz