Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 321 
Next page End  

23. Инстинкт. Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом то самое, что обычно
понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение (Trieb) к определенной деятельности. Такая
компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего
раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь
органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. Характер инстинкта
присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от
динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из
органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено
энергиями, которые только разряжаются волевым намерением, — в последнем случае с тем
ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением. Под
понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых
сознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежат настолько же к процессам
влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам (см. чувство).
Те психические процессы,
которые при обычных условиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролю
сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами влечения-инстинкта вследствие
присоединения некоторой бессознательной энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или
сфера сознания оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или же
где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических процессов мозга наступает
понижение ментального уровня,
где сознание уже не контролирует или еще не контролирует наиболее
ярко выделяющиеся процессы. Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со
временем стали автоматическими,
я бы не хотел называть процессами инстинктивными, но
автоматическими процессами. При нормальных условиях они и не протекают наподобие
инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном
виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им.
24. Интеллект. Интеллектом я называю определенно направленное мышление (см. мышление).
25. Интроверсия. Интроверсией называется обращение либидо (см.) вовнутрь. Этим выражается
негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад
к субъекту. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и поступает таким способом, который
явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту
принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и
более чувствующий характер; точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением.
Интроверсия активна,
когда субъект желает известного замыкания от объекта; она пассивна,
когда
субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от
объекта назад, на него. Если Интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе (см. тип).
26. Интроекция. Термин «интроекция» введен Авенариусом как термин, соответствующий
проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания в объект, которое он имеет в виду, можно
столь же удачно выразить понятием проекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить
термин проекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное «проекции», а
именно он разумеет втягивание объекта в субъективный круг интересов, тогда как «проекция» есть для
него выкладывание субъективных содержаний и переложение их в объект. /104-
S.10 ff/ «Тогда как
параноик вытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие, невротик,
напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эго возможно большую часть внешнего мира
и делает ее предметом бессознательных фантазий». Первый механизм есть проекция, второй —
интроекция. Интроекция есть своего рода «процесс разжижения», «расширения круга интересов».
Ференци считает интроекцию также и нормальным процессом.
Итак, психологически интроекция является процессом ассимиляции (см. ассимиляция), проекция
же — процессом диссимиляции. Интроекция означает уподобление объекта субъекту проекция же,
напротив, — отличение объекта от субъекта при помощи переложения какого-нибудь субъективного
содержания на объект. Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта
необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить пассивную и активную
интроекцию; первая разновидность проявляется, среди прочего, при лечении неврозов в явлении
переноса (см.) и вообще во всех случаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние; к
Hosted by uCoz