Navigation bar
  Print document Start Previous page
 260 of 321 
Next page End  

Мысль примитивного человека не имеет обособленной самостоятельности, но прилепляется к
материальному явлению. Самое большее, куда она поднимается, это уровень аналогии. Точно так же и
примитивное чувство всегда отнесено к материальному явлению. Мышление и чувство основаны на
ощущении и лишь немного отличаются от него. Поэтому конкретизм является и архаизмом (см.).
Магическое влияние фетиша переживается не как субъективное состояние чувства, а ощущается как
магическое воздействие извне. Это есть конкретизм чувства. Примитивный человек не испытывает
мысль о божестве как субъективное содержание, для него священное дерево есть жилище божества или
даже само божество. Это есть конкретизм мышления. У культурного человека конкретизм мышления
состоит, например, в неспособности мыслить что-нибудь иное, кроме чувственно опосредованных
фактов, обладающих непосредственной созерцаемостью, или же в неспособности отличать
субъективное чувство от ощущаемого объекта.
Конкретизм есть понятие, подчиненное более общему понятию мистическое соучастие (см.).
Подобно тому как мистическое соучастие является смешением индивида с внешними объектами, так
конкретизм представляет собой смешение мышления и чувства с ощущением. Конкретизм требует,
чтобы предмет мышления и чувства был всегда в то же время и предметом ощущения. Это смешение
мешает дифференциации мышления и чувства и удерживает обе эти функции в сфере ощущения, то есть
в сфере чувственной отнесенности, — вследствие этого они никогда и не могут развиться до состояния
чистых функций, но всегда остаются в сопровождении ощущений. Отсюда возникает преобладание
фактора ощущения в психологической ориентировке. (О значении этого фактора см. ощущение)
Отрицательная сторона конкретизма состоит в прикрепленности функции к ощущению. Так как
ощущение есть восприятие физиологических раздражений, то конкретизм или удерживает функцию в
сенсорной сфере, или постоянно приводит ее обратно туда. Этим создается прикрепленность
психологических функций к органам чувств, мешающая психической самостоятельности индивида,
поскольку отдается преимущество фактам, поставляемым органами чувств. Правда, такая ориентация
имеет и свою ценность в смысле признания фактов, но не в смысле их истолкования и их отношения к
индивиду. Конкретизм ведет к преобладающему значению фактов и тем самым к подавлению
индивидуальности и ее свободы в пользу объективного процесса. Но так как индивид определен не
только физиологическими раздражениями, а и другими факторами, которые бывают иногда
противоположны внешнему факту, то конкретизм вызывает проекцию этих внутренних факторов во
внешний факт и тем самым, так сказать, суеверное переоценивание голых фактов, совершенно так, как у
первобытного человека. Хорошим примером может послужить конкретизм чувства у Ницше, а именно
чрезмерная переоценка им диеты, а также материализм Молешота («Человек есть то, что он ест»). Как
пример суеверной переоценки фактов можно назвать также гипостазирование понятия энергии в
монизме Оствальда.
33. Конструктивное. Этим понятием я пользуюсь приблизительно в том же смысле, как и
понятием синтетического, и как бы для пояснения этого последнего. Конструктивный — значит
«построяющий». Я употребляю термины «конструктивный» и «синтетический» для обозначения метода,
противоположного методу редуктивному. /46; 110- V.7. P.121 ff/ Конструктивный метод применяется в
обработке продуктов бессознательного (сновидений, фантазий). Он исходит от продукта
бессознательного как от символического выражения (см. символ),
которое в порядке предвосхищения
изображает этап психологического развития. /111/ В этом смысле Мэдер говорит об особой
проспективной функции бессознательного, которое, как бы играя, предвосхищает будущее
психологическое развитие. /112- S.647-686/ Адлер тоже признает предвосхищающую функцию
бессознательного. /107/ Одно несомненно: рассматривать бессознательный продукт только как нечто
ставшее, как конечный результат, было бы весьма односторонне — ведь тогда пришлось бы отрицать за
ним всякий целесообразный смысл. Даже Фрейд признает за сновидением телеологическое значение,
по крайней мере в качестве «блюстителя сна», /113/ тогда как проспективная функция, в сущности,
ограничивается, по его мнению, выражением «желаний». Однако нельзя отрицать априори
целесообразность бессознательных тенденций, хотя бы ввиду аналогии с другими психологическими и
физиологическими функциями. Поэтому мы понимаем продукт бессознательного как выражение,
ориентированное на какую-нибудь цель или задание, но характеризующее точку направления на
символическом языке. [/114- S.149 ff/ Этот автор выражается приблизительно так же при формулировке
Hosted by uCoz