Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 321 
Next page End  

проекции. Поэтому выражение «проекция» обозначает состояние тождества, которое стало заметным и
вследствие этого подверженным критике, будь то собственной критике субъекта или же критике кого-
нибудь другого.
Можно различать пассивную и активную проекции. Пассивная форма является обыкновенной
формой всех патологических и многих нормальных проекций, которые не возникают из какого-либо
намерения, а являются чисто автоматическими событиями. Активная форма составляет существенную
часть акта эмпатии (см.). Правда, в целом эмпатия является процессом интроекции, потому что она
служит тому, чтобы привести объект в интимное отношение с субъектом. Для того чтобы создать такое
отношение, субъект отрывает от себя какое-нибудь содержание, например чувство, вкладывает его в
объект, тем самым оживляя его и включая этим способом объект в субъективную сферу. Но активная
форма проекции бывает и актом суждения, имеющим целью отделить субъект и объект. В таком случае
субъективное суждение в качестве значимого утверждения отделяется от субъекта и перелагается в
объект, чем субъект отстраняет себя от объекта. Согласно этому, проекция есть процесс интроверсии
(см.), ибо в противоположность к интроекции она устанавливает не вовлечение и уподобление, но
отличение и отрыв субъекта от объекта. Поэтому проекция играет главную роль в паранойе, которая
обыкновенно ведет к полному изолированию субъекта.
47. Психическое. См. душа. /19/
48. Рациональное. Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему.
Я понимаю разум как установку (см.), принцип которой состоит в оформлении мышления, чувства и
действия согласно объективным ценностям. Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего
разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой — фактам внутренним,
психологическим. Подобные переживания не могли бы, конечно, представлять собой объективных
«ценностей», если бы они, как таковые, «оценивались» субъектом, что было бы уже актом разума. Но
разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные ценности как значащие, является делом
не отдельного субъекта, а предметом истории человечества.
Большинство объективных ценностей — а вместе с тем и разум — суть наследие древности, это
крепко спаянные комплексы представлений, над организацией которых трудились бесчисленные
тысячелетия с той же необходимостью, с какой природа живого организма реагирует вообще на средние
и постоянно повторяющиеся условия окружающего мира и противопоставляет им соответствующие
комплексы функций, как, например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света. Поэтому
можно было бы говорить о предсуществующем, метафизическом мировом разуме, если бы реагирование
живого организма, соответствующее среднему внешнему воздействию, не было само по себе
необходимым условием существования этого организма, — мысль, высказанная еще Шопенгауэром.
Вследствие этого человеческий разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему
уровню происходящих событий, осевшему в виде комплексов представлений, мало-помалу крепко
соорганизовавшихся и составляющих как раз объективные ценности. Итак, законы разума суть те законы,
которые обозначают и регулируют среднюю «правильную», приспособленную установку (см.).
Рационально все то, что согласуется с этими законами; и, напротив, иррационально (см.) все, что с
ними не совпадает.
Мышление (см.) и чувство (см.) являются функциями рациональными, поскольку решающее
влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно
осуществляют свое назначение при возможно совершенном согласовании с законами разума.
Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие; таковы интуиция и
ощущение, потому что они должны для достижения полного восприятия всего совершающегося как
можно более отрешаться от всего рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего
внеразумного.
49. Редуктивное. Редуктивное значит «сводящее обратно». Я пользуюсь этим выражением для
обозначения такого метода психологического толкования, который рассматривает бессознательный
продукт не с точки зрения символического выражения, а семиотически, то есть как знак или симптом
некоего лежащего в основе процесса. Согласно этому, редуктивный метод рассматривает
бессознательный продукт в смысле обратного сведения его к элементам, к основным процессам — будь
то воспоминания о действительно имевших место событиях или элементарные психические процессы.
Hosted by uCoz