Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 321 
Next page End  

экстраверсии (см.). Все основные типы могут принадлежать как к одному, так и к другому классу, смотря
по их преобладающей установке, более интровертной или более экстравертной. Мыслительный тип
может принадлежать и к интровертному, и к экстравертному классу; так же и все остальные типы.
Разделение на рациональные и иррациональные типы составляет другую точку зрения и не имеет
ничего общего с интроверсией и экстраверсией.
В двух предварительных сообщениях, посвященных учению о типах [Одно см. Приложение 1;
другое: «Структура бессознательного» // Юнг К. Г. Два эссе по аналитической психологии. /15-
7,
§462,482/], я не отличал мыслительный и чувствующий типы от типов интровертного и экстравертного,
но отождествлял мыслительный тип с интровертным, а чувствующий — с экстравертным. Но при
окончательной разработке материала я убедился, что интровертный и экстравертный типы следует
рассматривать как категории, стоящие над функциональными типами. Такое разделение вполне
соответствует и опыту, ибо, например, несомненно, что есть два различных чувствующих типа, из
которых один установлен преимущественно на свое чувствующее переживание, а другой —
преимущественно на объект.
56. Тождество (Identitat, Identity). О тождестве я говорю в случае психологической одинаковости.
Тождество есть всегда бессознательный феномен, потому что сознательная одинаковость всегда
предполагала бы уже сознание двух вещей одинаковых одна с другой и, следовательно, отделение
субъекта от объекта, вследствие чего сам феномен тождества был бы уже упразднен. Психологическое
тождество предполагает свою бессознательность. Оно составляет характерное свойство примитивного
уклада души и настоящую основу «мистического соучастия» (см.), которая есть не что иное, как
пережиток первобытной психологической неотличенности субъекта и объекта, то есть остаток
изначального бессознательного состояния; далее, оно есть свойство, характеризующее духовное
состояние раннего детства, и, наконец, оно характеризует и бессознательное у взрослого культурного
человека, которое, поскольку оно не стало содержанием сознания, длительно пребывает в состоянии
тождества с объектами. На тождестве с родителями основана идентификация (см.) с ними; точно так же
на нем покоится и возможность проекции (см.) и интроекции (см.).
Тождество есть прежде всего бессознательная одинаковость с объектами. Оно не есть уравнение
или отождествление, но априорная одинаковость, которая вообще никогда не была предметом сознания.
На тождестве основан наивный предрассудок, будто психология одного человека равна психологии
другого; будто всюду действуют одни и те же мотивы; будто приятное мне, разумеется, должно
доставить удовольствие и другому; будто то, что не морально для меня, должно быть не морально и для
другого, и т. д. На тождестве основано и распространенное всюду стремление исправлять в других то,
что следовало бы исправить в самом себе. На тождестве же основана далее возможность суггестивного
внушения и психической заразы. Особенно ясно тождество выступает в патологических случаях,
например у параноика, когда собственное субъективное содержание предполагается у другого как само
собой разумеющееся. Но тождество делает также возможным сознательный коллективизм (см.
коллективное),
сознательную социальную установку (см.), нашедшую свое высшее выражение в идеале
христианской любви к ближнему.
57. Трансцендентная функция. См. символ.
58. Установка
(Einstellung). Это понятие есть сравнительно новое приобретение психологии
(1921 год — прим. ред.).
Его ввели Мюллер и Шуман. /124-
Bd.45. S.37/ Тогда как Кюльпе /125- S.44/
определяет установку как предрасположение сенсорных или моторных центров к определенному
раздражению или к постоянному импульсу; Эббингауз /126- Bd.I. S.681 f/ понимает ее в более широком
смысле, как процесс упражнения, вносящий привычное в свершение, уклоняющееся от привычного. В
нашем применении этого понятия мы исходим из эббингаузовского понятия установки. Установка есть
для нас готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это понятие очень
важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому
своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время
действуют сильно, а в другое время слабо или же не действуют вовсе. Быть установленным — значит
быть готовым к чему-нибудь определенному даже тогда, когда это определенное является
бессознательным, потому что установленностъ есть то же самое, что априорная направленность на что-
то определенное, независимо от того, находится это определенное в представлении или нет.
Hosted by uCoz