Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 321 
Next page End  

считается, что в силу физиологических и психологических оснований половая функция неизбежно
должна иметь известную степень деятельности, однако бывают индивиды, которые без ущерба, то есть
без патологических явлений и без каких-нибудь заметных ограничений в трудоспособности, в
значительной степени обходятся без нее, тогда как в других случаях даже незначительные нарушения в
этой области могут повлечь за собой весьма значительные общие последствия. Как огромны
индивидуальные различия, можно, пожалуй, лучше всего убедиться в вопросе об удовольствии и
неудовольствии. Здесь изменяют, так сказать, все правила. Есть ли, в конце концов, что-нибудь такое,
что не могло бы доставить человеку при случае удовольствие, а при случае — неудовольствие? Каждое
влечение, каждая функция может подчинить себя другой и последовать за ней. Влечение к утверждению
своего эго или к власти может заставить сексуальность служить себе, или же сексуальность может
использовать наше эго. То мышление превзойдет и осилит все остальное, то чувство поглотит
мышление и ощущение — и все в зависимости от установки.
В сущности, установка есть явление индивидуальное и не укладывается в рамки научного
подхода. Но в опыте можно различать известные типические установки, поскольку различаются также и
психические функции. Если какая-нибудь функция обычно преобладает, то из этого возникает
типическая установка. Смотря по роду дифференцированной функции возникают констелляции
содержаний, которые и создают соответствующую установку. Так, существует типическая установка
человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и интуитивного. Кроме этих, чисто психологических
типов установки, число которых могло бы быть, может быть, еще увеличено, существуют и социальные
типы, то есть такие, на которых лежит печать какого-нибудь коллективного представления. Они
характеризуются различными «измами». Эти коллективно обусловленные установки во всяком случае
очень важны, а в некоторых случаях они имеют большее значение, чем чисто индивидуальные
установки.
59. Фантазия. Под фантазией я подразумеваю два различных явления, а именно: во-первых,
фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста моей работы в каждом данном случае
вытекает, в каком смысле следует понимать выражение «фантазия». Под фантазией в смысле «фантазмы»
я понимаю комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему
не соответствует никакой внешней реальной объективной данности. Хотя первоначально фантазия
может покоиться на вспоминающихся образах действительно имевших место переживаний, все же ее
содержание не соответствует никакой внешней реальности, но остается, по существу, выходом
творческой активности духа, деятельностью или продуктом комбинации психических элементов,
оккупированных энергией. Поскольку психическая энергия может подвергаться произвольному
направлению, постольку и фантазия может вызываться сознательно и произвольно как в целом, так и по
крайней мере частично. В первом случае она тогда не что иное, как комбинация сознательных
элементов. Однако такой случай является искусственным и только теоретически значимым
экспериментом. В повседневном психологическом опыте фантазия в большинстве случаев или
вызывается вследствие настороженной интуитивной установки, или же является вторжением
бессознательных содержаний в сознание.
Можно различать активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией (см.), то есть
установкой (см.), направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо (см.)
тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию
параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в
наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно
пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим
«автоматизмам» (Automatismes, Жане). Эти последние фантазии могут, конечно, появляться лишь при
наличии относительной диссоциации в психике, потому что их возникновение требует, чтобы
существенная часть энергии уклонилась от сознательного контроля и овладела бессознательными
содержаниями. Так, например, видение Савла предполагает, что бессознательно он уже христианин, что
укрылось от его сознательного понимания, инсайта.
Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном,
противоположного сознанию, — процесса, который содержит в себе приблизительно столько же
энергии, сколько и в сознательной установке, и который поэтому способен проломить сопротивление
Hosted by uCoz