Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 321 
Next page End  

понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность,
так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей
окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство,
подобно мышлению, есть функция рациональная,
ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем,
устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.
Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а
дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной
формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории
несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть
сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое
интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно
специфические особенности чувства. Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их
сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально
постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить
специфические особенности чувства. Сколько есть различных, интеллектуально постигаемых классов
содержаний, столько можно установить и различных чувств, но сами чувства этим отнюдь еще не
классифицируются исчерпывающим образом, потому что кроме всех возможных интеллектуально
постигаемых классов содержаний существуют еще чувства, не укладывающиеся ни в какие
интеллектуальные рубрики. Уже сама мысль о классификации интеллектуальна и поэтому несоизмерима
с сущностью чувства. Поэтому мы должны удовлетвориться указанием на границы данного понятия.
Способ оценки при помощи чувства можно сопоставить с интеллектуальной апперцепцией как
апперцепцию ценности.
Можно различать активную и пассивную
апперцепцию при помощи чувства.
Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает
чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив,
распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом
почувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная
функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленость
была бы не направленным,
пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление,
характеризующее первое как деятельность, а второе — как состояние. Ненаправленное чувство есть
чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно
обозначать как рациональное;
напротив, пассивное чувство иррационально,
поскольку оно создает
ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения. Когда общая установка
индивида ориентируется чувствующей функцией, то мы говорим о чувствующем типе (см. тип).
63.
Эго. Под эго я понимаю комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля
моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и
тождественностью (идентичностью) с самим собой. Поэтому я говорю об эго-комплексе.
/52/
Этот
комплекс есть настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания (см. сознание),
ибо
психический элемент осознан мной постольку, поскольку он отнесен к эго-комплексу. Однако,
поскольку эго есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, а
является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю между эго и самостью (см.),
поскольку эго есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики,
включающей также и ее бессознательное. В этом смысле самость была бы идеальной сущностью
(величиной), включающей в себя эго. В бессознательных фантазиях самость часто возникает в виде
сверхординарной (необычной) или идеальной личности, вроде Фауста у Гете или Заратустры у Ницше.
Именно для сохранения идеального образа архаические черты самости изображались иногда как
отделенные от «высшей» самости, как, например, Мефистофель у Гете, Эпиметей у Шпиттелера, а в
христианской психологии дьявол или Антихрист. У Ницше Заратустра открывает свою тень в
«Безобразнейшем человеке».
64. Экстраверсия. Экстраверсией называется обращение либидо (см.) наружу, вовне. Этим
понятием я обозначаю явное отношение субъекта к объекту в смысле положительного направления
субъективного интереса на объект. Человек, находящийся в экстравертном состоянии, мыслит, чувствует
и поступает в отношении к объекту так, и притом столь прямо и с такой внешней наглядностью, что не
Hosted by uCoz