Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 321 
Next page End  

бывать на людях, привлекает на себя внимание как близких, так и посторонних своим нестерпимо
экстравагантным и даже агрессивным поведением.
Я предлагаю обозначить эти два противоположных устремления терминами: экстраверсия и
интроверсия.
В случаях болезни, когда игра воображения при таких фантастических измышлениях или
истолкованиях, подсказанных эмоциональностью, доводит субъекта до ложной оценки внешних
предметов и самого себя, необходимо к этим двум терминам добавить квалификацию: регрессивная.
Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире
внешнем, на объекте, которому и придается существенная важность и значимость. Напротив,
интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где
важным и значимым становится самый субъект, который как таковой жадно завладевает всеми
интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою,
которая вносится в счет. Я называю регрессивной экстраверсией то явление трансференции,
или
переноса (обозначаемое Фрейдом словом Ubertragung), которое заключается в том, что склонный к
истерии субъект проецирует иллюзии или субъективные оценки из мира своих чувствований в мир
внешний. Регрессивную же интроверсию я усматриваю в противоположном болезненном явлении, а
именно в таком, которое мы встречаем в случаях шизофрении, когда таким фантастическим
видоизменениям подвергается сам субъект.
Необходимо с самого начала понять, что эти два противоположных течения либидо, в качестве
простых психических механизмов, могут быть налицо попеременно у одного и того же субъекта, потому
что в конечном счете оба течения стремятся различными путями прийти к одной и той же цели, а
именно к благополучию субъекта. Фрейд нам показал, что в процессе истерической трансференции, или
переноса, личность стремится отделаться от своих неприятных воспоминаний и впечатлений,
освободиться от тяжелых и сложных психических комплексов при помощи «вытеснения» их или
«подавления». Личность цепляется за объекты для того, чтобы забыть свои мучительные заботы,
оставить их позади себя. В интроверсии же личность старается сконцентрировать свое внимание на
этих своих психических комплексах и уйти в них от реального внешнего мира с помощью процесса,
который, собственно говоря, не есть «вытеснение»; к нему правильнее было бы применить термин
«обесценивание» (Entwertung) объективного мира.
Интроверсия и экстраверсия суть два вида психической реакции, которые как таковые часто
наблюдаются в одном и том же индивиде. С другой стороны, существование двух психических болезней
столь противоположных, как истерия и шизофрения, отличительной чертой которых и является именно
почти исключительное преобладание интроверсии или экстраверсии, позволяет нам думать, что и в
нормальном состоянии могут быть психологические типы, отличающиеся относительным
преобладанием то одного, то другого из этих двух психических механизмов. Психиатрам, например,
хорошо известно, что задолго до ярко выраженного проявления названных болезней будущие пациенты
уже представляют собой характерный тип, следы которого можно проследить в раннем их детстве.
Бинэ как-то очень верно заметил, что невроз только усиливает, придает больший рельеф
характерным чертам данной личности. Уже давно известно, что так называемый «истерический»
характер не есть только продукт болезни, но что он в известной степени ей предшествует. Гох в своих
исследованиях историй болезни показал то же самое относительно больных шизофренией: и у них
недочеты их личности и душевный надлом предшествует яркому проявлению самой болезни. Если это
так, то легко можно встретить такой же контраст психологических темпераментов и вне рамок
патологии. Нетрудно, впрочем, и в литературе найти целый ряд параллелей, свидетельствующих о
действительном существовании этих двух противоположных психических типов. Не притязая на то,
чтобы исчерпать этот вопрос, я приведу здесь ряд многозначительных примеров.
1. Философу Уильяму Джемсу мы обязаны, насколько мне известно, наилучшими наблюдениями
в этой области. Джемс говорит, что, каков бы ни был темперамент профессионального философа, он
именно этот свой темперамент силится выразить и оправдать своей философией. Исходя из этой идеи,
вполне отвечающей духу психоанализа, он делит философов на две группы: на идеологов и
позитивистов. Идеологи (tender-minded) полагают весь свой интерес на внутренней жизни, на вещах
духовного порядка; позитивисты же (tough-minded) больше доверяют вещам материальным и
реальностям внешне объективным. [Эти английские термины лишь приблизительно могут быть
Hosted by uCoz