Navigation bar
  Print document Start Previous page
 299 of 321 
Next page End  

Хотя практически можно предположить существование общей интровертной или экстравертной
установки, строгий научный исследователь не может оставить суть на откуп интуиции, а должен
позаботиться о действительном представлении материала. Тогда мы обнаружим, что ни один индивид
не является просто экстравертом или интровертом, но что он оказывается таким в одной из своих
функций. Возьмем, например, мыслительный тип: большинство сознательного материала, который он
представляет для наблюдения, состоит из мыслей, заключений, размышлений, так же как и действий,
аффектов, оценок и восприятий интеллектуального характера или, по крайней мере, из материала,
напрямую зависящего от интеллектуальных посылок. Мы должны интерпретировать саму природу его
общей установки из специфики этого материала. Материал, представляемый чувствующим типом, будет
другого вида, то есть чувства и эмоциональные содержания всех сортов, мысли, размышления и
восприятия, зависящие от эмоциональных посылок. И только из специфической природы его чувств мы
сможем сказать, к типу какой установки он принадлежит. Вот почему я упоминаю здесь эти функции-
типы, потому что в индивидуальных случаях интровертные и экстравертные установки никогда не
могут быть демонстрируемы per se (сами по себе), — они появляются только в виде специфики
господствующей сознательной функции. Аналогично не существует общей установки бессознательного,
но лишь типично модифицированные формы бессознательных функций, и лишь путем исследования
бессознательных функций и их особенностей может быть научно установлена бессознательная
установка.
Едва возможно говорить о типических бессознательных функциях, хотя в экономии психического
приходится приписывать некоторую функцию бессознательному. Лучше всего, я думаю, выражаться
осторожно в этом отношении, и я не могу пойти дальше утверждения, что бессознательное настолько,
насколько мы можем видеть его присутствие, имеет компенсаторную функцию в сознании. То, что
бессознательное существует в самом себе, является бесполезной спекуляцией. По самой своей природе
оно выходит за рамки всякого познания. Мы просто постулируем его существование на основе его
продуктов, таких как сновидения и фантазии. Но хорошо установленным фактом в научной практике
является то, что, например, сновидения практически всегда имеют содержание, которое может изменять
сознательную установку, и это оправдывает нас в утверждении о компенсаторной функции
бессознательного.
Помимо этой общей функции бессознательное обладает также функциями, которые могут
становиться сознательными в других условиях. Мыслительный тип, например, должен с
необходимостью подавлять и исключать чувство, насколько это возможно, так как ничто не
расстраивает мышление так сильно, как чувство, и чувствующий тип подавляет мышление, поскольку
нет ничего более вредного для чувства, нежели мышление. Подавленные функции переходят в ведение
бессознательного. Подобно тому как только один из четырех сыновей Horus (Гора) имел человеческую
голову, так, согласно правилу, только одна из четырех базовых функций является полностью
сознательной и достаточно дифференцированной, чтобы свободно управляться волей, другие же
остаются отчасти или полностью бессознательными. Эта «бессознательность» не означает, что,
например, мыслительный тип не сознает свои чувства. Он знает свои чувства очень хорошо, настолько,
насколько он способен к интроспекции, но он отвергает любую их ценность и заявляет, что они не
имеют на него влияния. Поэтому они нападают на него неожиданно, против его воли, и, будучи
спонтанными и автономными, они в конце концов присваивают себе ту самую ценность, в которой его
сознание им отказывает. Они активируются бессознательной стимуляцией и в действительности
образуют нечто вроде контрличности, чье существование может быть установлено только при анализе
продуктов бессознательного.
Когда та или иная функция не оказывается «под рукой», когда она воспринимается как нечто, что
беспокоит дифференцированную функцию: внезапно возникает и затем судорожно исчезает вновь, —
когда она носит обцессивный характер или упрямо не показывается в случае наиболее острой
потребности в ней, тогда она несет в себе все качества квазибессознательной функции. Могут быть
отмечены и другие особенности: в связи с ней всегда присутствует что-то недостоверное, как будто она
содержит элементы, собственно, ей и не принадлежащие. Таким образом, бессознательные чувства
мыслительного типа оказываются исключительно фантастического характера, зачастую в гротескном
контрасте с крайне рационалистическим интеллектуализмом его сознательной установки. Сознательное
Hosted by uCoz