Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 321 
Next page End  

религию, — откуда и возник известный конфликт между «верой и знанием». Во всяком случае, наука
осуществила превосходную реабилитацию материи, и в этом отношении материализм может даже
рассматриваться как акт исторической справедливости.
Но одна, безусловно весьма важная, область опыта, сама человеческая психика, на очень долгое
время осталась заповедной областью метафизики, хотя после Просвещения и делались все
увеличивавшиеся серьезные попытки сделать ее доступной научному исследованию. Первые
экспериментальные опыты были сделаны в области чувственных восприятий, а затем постепенно
перешли в сферу ассоциаций. Эта исследовательская линия проложила путь экспериментальной
психологии, и ее кульминацией стала «физиологическая психология» Вундта. Более описательный
подход в психологии, с которым вскорости вошли в контакт медики, получил развитие во Франции. Его
главными представителями были Тэн, Рибо и Жане. Данное направление, главным образом,
характеризовало то, что в нем психическое подразделялось на отдельные механизмы или процессы. В
свете этих попыток на сегодня существует подход, который можно было бы назвать «холистическим» —
систематическое наблюдение психического как целого. Многое указывает на то, что это направление
зародилось в определенном биографическом типе, в частности в том типе, который в древнюю эпоху,
также имея свои специфические преимущества, описывался как «удивительная судьба». В этой связи я
думаю о Юстине Кернере и его Seeress of Prevorst и о случае Блумхардта-старшего и его медиуме
Готтлибине Диттусе. Однако, чтобы быть исторически справедливым, я должен не забыть упомянуть
средневековую Acta Sanctorum.
Эта линия исследования продолжилась и в более поздних работах, связанных с именами
Уильяма Джемса, Фрейда и Теодора Флурной (Flournoy). Джемс и его друг Флурной, швейцарский
психолог, сделали попытку описать целостную феноменологию психического, а также обозреть ее как
нечто целостное. Фрейд также, как врач, взял за исходную точку целостность и неразделимость
человеческой личности, хотя, в соответствии с духом времени, он ограничился исследованием
инстинктивных механизмов и индивидуальных процессов. Он также сузил картину человека до
целостности весьма важной «буржуазной» коллективной личности, и это с неизбежностью привело его
к философски односторонним интерпретациям. Фрейд, к несчастью, не выдержал искушений медика и
все психическое свел к телесному, сделав это в манере старых «гуморальных» психологов, не без
революционных жестов в сторону тех метафизических заповедников, к которым он питал священный
страх.
В отличие от Фрейда, который после правильного психологического старта повернул назад в
сторону древнего предположения о верховенстве (суверенитете, независимости) физической
конституции и попытался вернуться обратно в теорию, в которой инстинктивные процессы
обусловлены телесными, я начинаю с предпосылки о верховенстве психического. Так как телесное и
психическое в некотором смысле образуют единство — хотя в проявлениях своей природы они
совершенно различны, — мы не можем не приписать реальность каждому из них. Пока у нас нет
способа постигнуть это единство, не остается ничего другого, как изучать их отдельно и временно
относиться к ним как к не зависящим друг от друга, по крайней мере по своей структуре. Но то, что они
не таковы, можно наблюдать каждый день на самих себе. Хотя если бы мы ограничились только этим,
то никогда не были бы в состоянии понять что-либо в психическом вообще.
Теперь же, если мы предположим независимое верховенство психического, то освободим себя от
— на данный момент — неразрешимой задачи сведения проявлений психического на нечто
определенно физическое. Мы можем затем принять проявления психического как выражения его
внутреннего бытия и попытаться установить определенные сходства и соответствия или типы. Поэтому
когда я говорю о психологической типологии, то имею под этим в виду формулировку структурных
элементов психического, а не описание психических проявлений (эманации) индивидуального типа
конституции. Последнее, в частности, рассматривается в исследованиях о строении тела и характере
Кречмера.
В своей книге «Психологические типы» я
дал подробное описание исключительно
психологической типологии. Проведенное мной исследование основывалось на двадцатилетней
врачебной работе, позволившей мне тесно соприкоснуться с людьми самых разных классов и уровней со
всего мира. Когда начинаешь молодым доктором, то голова все еще полна клиническими случаями и
Hosted by uCoz