Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 321 
Next page End  

обеих сторон. Поэтому толкование либо в одну, либо в другую сторону всегда несколько насильственно
и произвольно, поскольку одна сторона неминуемо окажется подавленной. Но в общем такое
истолкование все же дает доказуемую истину, хотя и частичную, не притязающую на общую значимость.
Ее валидность простирается лишь до пределов своего собственного принципа. Но в области другого
принципа она теряет всякое значение.
Фрейдовская психология характеризуется своим центральным понятием о вытеснении
несовместимых желаний-тенденций. Человек, по разумению Фрейда, не что иное, как клубок желаний,
лишь частично приспособляемых к объекту. Невротические затруднения человека заключаются в том,
что влияние среды, воспитания и объективных условий отчасти мешают ему свободно выражать свои
влечения. От отца и матери унаследованы, с одной стороны, морально подавляющие влияния, с другой
стороны — инфантильная связанность, налагающая роковой отпечаток на всю последующую жизнь.
Изначальное предрасположение к влечению есть нечто непреложно-данное; оно, однако, претерпевает
нежелательные изменения, главным образом благодаря влиянию со стороны объектов, поэтому, по
возможности, свободное изживание влечений на подходящих объектах является нужным целительным
средством. Характерным признаком психологии Адлера является, наоборот, центральное понятие эго-
превосходства. Человек представляет собой прежде всего эго-место, которое ни при каких
обстоятельствах не должно подпадать под власть объекта. У Фрейда значительную роль играют
желания, направленные на объект, связанность с объектом, недопустимость некоторых вожделений по
отношению к объекту; у Адлера же, напротив, все направляется на утверждение превосходства субъекта.
Вытеснение направленных на объект влечений, которое мы находим в теории Фрейда, превращается у
Адлера в обеспечение безопасности субъекта. У Адлера средством для излечения является преодоление
охранения, которое изолирует субъекта, у Фрейда таким средством выступает освобождение от
вытеснении, преграждающих доступ к объекту.
Поэтому можно сказать, что у Фрейда основной схемой является сексуальность как наиболее
сильное выражение отношений между субъектом и объектом, у Адлера же — власть субъекта,
действеннее всего охраняющая его от объектов и ставящая субъекта в изолированное положение,
полное, неприкосновенное и прекращающее всякое сношение с внешним миром. Фрейд хотел бы
обеспечить свободное истечение влечений на их объекты, Адлер стремится преодолеть враждебные
чары объектов и тем спасти эго от удушения в собственных доспехах. Взгляд Фрейда, по сути, является
экстравертным, Адлера — интровертным. Экстравертная теория значима для экстравертного типа,
интровертная теория — для типа интровертного. Ввиду того что чистый тип является совершенно
односторонним продуктом развития, он, по необходимости, будет неуравновешен. Чрезмерное
подчеркивание одной функции равносильно вытеснению другой.
Это вытеснение не уничтожается и психоанализом, ввиду того что применяемый в каждом
данном случае метод ориентируется по теории собственного типа. Человек экстравертный будет
сводить фантазии, всплывающие из недр его бессознательного, на содержащиеся в них элементы
влечения, и это согласно со своей теорией. А интровертный человек будет сводить все на стремление к
власти. Результат такого анализа в каждом данном случае лишь прибавляется к уже существующему
перевесу. Такой анализ только укрепляет имеющийся уже тип и отнюдь не способствует взаимному
пониманию или посредничеству между типами. Напротив того, пропасть становится еще глубже как во
внешнем, так и во внутреннем отношении. Кроме того, происходит внутренняя диссоциация, ибо
каждый раз в бессознательных фантазиях (сновидениях и т. д.) возникают частицы другой функции, они
тотчас же обесцениваются и вновь вытесняются. Поэтому можно, пожалуй, до некоторой степени
согласиться с мнением одного критика, утверждавшего, что теория Фрейда — теория невротика, если
бы критика эта не была выражением недоброжелательства и не освобождала бы ее автора от
обязанности серьезного изучения упомянутых проблем. Как точка зрения Фрейда, так и точка зрения
Адлера односторонни, и каждая из них характерна лишь для одного типа.
Обе теории относятся отрицательно к воображению, в том смысле, что они низводят фантазии и
смотрят на них только как на семиотические выражения. [Я говорю «семиотические» в
противоположность «символическим». То, что Фрейд называет символами, не что иное, как знаки
элементарных процессов влечения. Символ же есть наилучшее выражение какой-либо данности,
которую еще нельзя выразить иначе как посредством более или менее близкой аналогии.] В
Hosted by uCoz