Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 321 
Next page End  

Юнга — психолога и психотерапевта и Юнга — культуролога. Это тема личностного развития —
индивидуации и тема коллективного бессознательного. Юнг рассматривал индивидуацию как бытие,
направленное в сторону достижения психической целостности, и использовал для его характеристики
многочисленные иллюстрации из алхимии, мифологии, литературы, западных и восточных религий,
пользуясь и своими собственными клиническими наблюдениями. Что касается «коллективного
бессознательного», то это понятие также выступает ключевым для всей аналитической психологии и, по
мнению многих авторитетных ученых и мыслителей, является «наиболее революционной идеей XX
века», идеей, серьезные выводы из которой так и не были сделаны до сего времени.
Юнг возражал против той мысли, что личность полностью детерминирована ее опытом,
обучением и воздействием окружающей среды. Он утверждал, что каждый индивид появляется на свет
с «целостным личностным эскизом... представленным в потенции с самого рождения» и что
«окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было
в ней [личности] заложено». [Guardian. 1990. 27 янв.] Согласно Юнгу, существует определенная
наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать
и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена
в том, что Юнг назвал архетипами,
которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
«...Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито
человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем
развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным
образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то гигантский исторический
предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления
инстинктов» /17- С.131/.
В начале 20-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом Вильгельмом,
переводчиком известного китайского трактата «Книга перемен», и вскоре пригласил его прочесть
лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо интересовался восточными гадательными
методами и сам с некоторым успехом экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде
медиуматических экспериментов в Цюрихе совместно с Блейлером. Сеансами руководил известный в те
годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Однако Юнг долгое время отказывался делать какие-либо
заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал всякого о них упоминания, хотя
впоследствии открыто признавал реальность этих феноменов. Он также проявлял глубокий интерес к
трудам средневековых алхимиков, в лице которых увидел провозвестников психологии
бессознательного. В 1923 году Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в
местечке Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где в тишине и уединении проводил
воскресные дни и отпускное время. Здесь не было ни электричества, ни телефона, ни отопления. Пища
готовилась на печи, вода доставалась из колодца. Как удачно заметил Элленбергер, переход из
Кюснахта в Боллинген символизировал для Юнга путь от эго к Самости, или, другими словами, путь
индивидуации. /18- P.682/
В 30-е годы известность Юнга приобрела международный характер. Он был удостоен титула
почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В ноябре 1932 года цюрихский
городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8000 франков.
В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество было
немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими принципами, а его
президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом Международного общества стал Юнг, но само
Общество стало действовать по принципу «крышечной организации», состоящей из национальных
обществ (среди которых германское общество было лишь одним из) и индивидуальных членов. Как
впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка, позволившая психотерапевтам-евреям,
исключенным из германского общества, оставаться внутри самой организации. В связи с этим Юнг
отверг всяческие обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений
антисемитизма.
В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в
Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское общество практической психологии. По мере того как
международная ситуация становилась все хуже, Юнг, который до того никогда не выказывал сколь-
Hosted by uCoz