Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 321 
Next page End  

бессознательным содержанием. Можно также сказать: тождество создается посредством проекции
бессознательной ассоциации по аналогии на объект. Такому тождеству всегда присущ характер
принуждения, потому что имеется известная сумма либидо, которая, как всякое количество либидо,
действующее из бессознательного, имеет силу принуждения по отношению к сознательному процессу,
иными словами: сознание ею не располагает. Поэтому наивно установленный человек в высокой
степени обусловлен объектом; можно сказать, что объект самостоятельно и действенно изживает себя в
нем и осуществляется в нем вследствие того, что человек отождествляется с объектом. Через это наивно
установленный человек как бы предоставляет объекту свою экспрессивную функцию и таким образом
изображает его — но не активно или намеренно, а так, что объект как бы сам изображается в нем.
Наивно установленный человек сам есть природа, и природа создает в нем
его произведение. Такой
человек предоставляет природе неограниченно господствовать в нем. Первенство принадлежит
объекту, поскольку наивная установка экстравертна.
б) Сентиментальная установка
Выше мы уже упомянули о том, что сентиментально установленный поэт ищет природу.
Сентиментальный поэт «рефлектирует о впечатлениях, производимых на него предметами, и только на
этой рефлексии основывается то, что он сам растроган и что он заставляет нас быть растроганными.
Предмет у него является отнесенным к идее, и на этом отношении покоится вся его поэтическая сила».
«Он имеет дело всегда с двумя противоборствующими представлениями и ощущениями — с
действительностью, как с границей, и со своей идеею, как с бесконечным; и то смешанное чувство,
которое он возбуждает, всегда свидетельствует об этом двояком источнике». «Сентиментальное
настроение есть результат стремления восстановить наивное ощущение в его содержании и при
условиях рефлексии». «Сентиментальная поэзия есть продукт отвлеченности». «Сентиментальный гений
имеет дело с опасностью в стремлении удалить от нее (от человеческой природы) все пределы, дойти до
полного устранения самой человеческой природы и не только подняться над всякой определенной и
ограниченной действительностью до абсолютной возможности, то есть идеализировать (это человеку
позволено, это он и должен), но выйти и за пределы самой возможности, то есть предаться
мечтаниям». «Сентиментальный гений оставляет действительность, чтобы вознестись к идеям и, в
свободной самодеятельности, господствовать над своим материалом».
Нетрудно усмотреть, что сентиментальный поэт в противоположность наивному отличается
рефлектирующей и абстрагирующей установкой по отношению к объекту. Он рефлектирует над
объектом, абстрагируя себя от него. Он, так сказать, уже априори отделен от объекта в то время, когда
начинается процесс его продуктивной деятельности; не объект действует в нем, а действует он сам.
Однако он действует не вовнутрь себя самого, а за пределы объекта. Он отличен от объекта, не
тождествен с ним, он старается восстановить свое отношение к объекту, «господствовать над своею
материей». Из этой его отделенности от объекта вытекает то впечатление двойственности, на которое
указывает Шиллер, ибо сентиментальный черпает из двух источников: из объекта или из восприятия его
и из себя самого. Внешнее впечатление от объекта не есть для него нечто безусловное, а лишь материал,
с которым он обходится согласно со своими собственными содержаниями. Поэтому он стоит над
объектом и все-таки имеет некоторое отношение к нему; однако не отношение восприимчивости, но он
сам по своему произволу придает объекту ту или иную ценность, то или иное свойство. Его установка,
стало быть, интровертна.
Однако, охарактеризовав эти обе установки как интровертную и экстравертную, мы отнюдь не
исчерпали мысли Шиллера. Наши два механизма суть не что иное, как основные феномены, при этом
довольно общие по своей природе и лишь в общих чертах намечающие специфическое. Для понимания
наивного и сентиментального начала нам необходимо привлечь на помощь еще два принципа, а именно
элементы ощущения и интуиции. В дальнейшем развитии нашего исследования я подробнее опишу эти
функции. Здесь же я только ограничусь указанием на то, что характерным признаком наивного типа
является преобладание ощущения, а сентиментального — преобладание интуиции. Ощущение
привязывает к объекту, мало того, оно вовлекает субъект в объект; поэтому для наивного «опасность»
заключается в том, что он исчезает в объекте. Интуиция же, как восприятие собственных
Hosted by uCoz