Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 338 
Next page End  

переноса, или транспонируемости, инвариантного отношения, выраженного данной
мыслью. Поэтому вполне обоснованным является эмпирический вывод К. Дункера
(1965) о том, что "в той же мере, в какой определенное решение "понято", оно
"транспонируемо", т.е. при измененной ситуации оно соответствующим образом (т.е. с
сохранением своего значения для решения) изменяется. Решение является
транспонируемым именно тогда, когда осознано его функциональное значение, его
общий принцип, т.е. инвариант, из которого путем введения варьирующих условий
ситуации каждый раз получается соответствующая задаче вариация решения" (с. 94).
Глава 13
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ
Рассмотрев характеристики мысли как результативного образования и найдя, хотя бы в
первом приближении, необходимый минимум эмпирической определенности, можно сделать
следующий шаг – перейти от этого относительно статичного итогового среза к процессу его
становления. 
Такое продвижение "сверху вниз" именно благодаря большей статичности и структурной
определенности мысли как результативного образования дает некоторые опорные точки и
определяет вектор для анализа и ориентации в эмпирическом массиве хотя и более
разносторонне исследованной, но все же достаточно аморфной и трудноуловимой динамики
мыслительного процесса. 
Первый из этих ориентиров задается эмпирическим существом феномена понимания, который
не случайно располагается в конце списка характеристик рассмотренной подгруппы. Это
пограничное положение определяется тем, что понимание относится не только к мысли как
результату, но и к мыслительному процессу. Оно воплощается в мысли как результативно-
статическом структурном образовании, но складывается именно в ходе мыслительного
процесса, формирующего этот результат. 
Логика соотношения конечного, результативного и среднего, процессуального звена
понимания как важнейшей характеристики мышления с необходимостью приводит к
соотнесению этих звеньев. 
С чего начинается мыслительный процесс в его специфическом качестве? Экспериментальная
психология дает ответ на этот вопрос, и связывается он обычно с понятием "проблемная
ситуация". 
Проблемная ситуация – стимул мышления
Проблемная ситуация не без оснований считается стимулом и исходным пунктом мысли. Это
не сам по себе объективный стимул, не внешний толчок. Внутренним, психическим стартом
мысли является отображение проблемной ситуации, которое и составляет проблему или
вопрос как мотивирующее, движущее начало мысли. Однако, как и самая категория
мышления, понятие проблемной ситуации как исходного пункта мыслительного процесса
является чрезвычайно общим, фактически – при традиционной его трактовке –
Hosted by uCoz