Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 338 
Next page End  

Во втором случае соответствующие отношения раскрываются человеком в "чистой"
символически-операторной форме на уровне психических кодов, воплощенных в речевых
символах. Здесь также возможны два варианта. В первом из них речевые символы
представляют собой пустотелые словесные оболочки, воспроизводящие соответствующие
информационные структуры без оперирования символамиоперандами. В этом случае хотя
процесс и происходит на психическом уровне, но это не мыслительный, а мнемический и к
тому же механически-мнемический процесс, т.е. работа механической памяти – хранение и
воспроизведение психических кодов. Здесь нет раскрытия отношений, а есть лишь хранение
информации о них в форме, отличающейся от любого другого кода, например
представленного магнитной записью, лишь тем, что речевой код сохраняет инвариантной
характеристику временной непрерывности, что по отношению к предметному содержанию не
имеет сколько-нибудь существенного значения. 
Во втором варианте символически-операторного способа отображения, взятого в чистом виде,
имеет место уже не только хранение и воспроизведение соответствующих речевых символов,
но действительное оперирование ими. Здесь решение задач происходит путем оперирования
психическими кодами по жестким алгоритмам. И тогда имеет место реальное решение задачи
человеком. 
В результате можно сделать заключение, что во всех вариантах работы символически-
операторного способа (как машинном, так и психическом) нет мыслительного процесса в его
собственно психологических качествах. 
Таким образом, гипотеза исходит из того, что ни сам по себе фигуративный, ни сам по себе
символическиоператорный способы отображения (и, соответственно, отдельно взятые
соответствующие способы задания функций) не могут обеспечить специфичности
информационно-психологической структуры мышления по сравнению с образным
отображением. Эта психологическая специфичность мыслительного процесса, согласно
гипотезе, создается обязательностью участия и непрерывностью взаимодействия обоих
способов отображения – фигуративного, воплощающего связи и отношения в структуре
симультанно-пространственных гештальтов, и символически-операторного, расчленяющего
эти структуры и раскрывающего и выражающего связи и отношения между объектами путем
оперирования соответствующими этим объектам символами. При этом речь здесь идет не о
том, что образно-пространственные структуры, находясь вне или "под" мышлением, играют
роль сопровождающих и подкрепляющих компонентов, и не о том, что символически-
операторные речевые компоненты, также находящиеся вне собственной внутренней
организации мышления, играют роль средств его выражения или – в лучшем случае – внешних
опорных орудий его становления и протекания. В отличие от такой достаточно широко
распространенной трактовки, принципиальная СУТЬ предполагаемой специфической
закономерности состоит в том, что обе формы отображения составляют необходимые
компоненты собственной внутренней структуры мыслительного процесса как такового и
организация и динамика последнего реализуются именно в ходе непрерывного
взаимодействия обеих форм. Это взаимодействие как раз и составляет ту специфику, которая
обеспечивает переход через качественноструктурную границу между образом и мыслью. 
Мышление как межъязыковой обратимый перевод
Оба эти дополняющие друг друга хода мысли влекут за собой предположение о конкретной
сущности взаимодействия двух способов отображения и, соответственно, двух языков,
которое, по-видимому, определяет информационную психологическую специфичность
мыслительного процесса. Поскольку здесь речь идет не о взаимодействии языков как
межиндивидуальных, социальных явлений, а о взаимодействии двух языков внутри индивида,
т.е. о взаимодействии двух разноуровневых психических структур, воплощающих в себе
разные языки, то общий тип такого внутрииндивидуального и интрапсихического
межъязыкового взаимодействия нам известен. Точнее говоря, нам известен, по существу,
единственный тип такого интрапсихического взаимодействия языков – перевод с одного языка
Hosted by uCoz