Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 338 
Next page End  

3. Чувственная недоступность. Эта чрезвычайно существенная и не менее загадочная
эмпирическая особенность всех психических процессов, также связанная с соотношением их
механизма и итоговой предметной структуры, феноменологически характеризуется тем, что
психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. 
Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства
объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм
этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной
степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик
психического процесса другого человека. 
Вопреки долго существовавшему в традиционной психологии мнению, они скрыты и от
прямого чувственного восприятия субъекта, являющегося их носителем. Человек не
воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их
объектов. 
Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей
другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному
наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие
механизм психического акта. 
Специфика и загадочность этой характеристики определяется тем, что другие встречающиеся
в природе и технике виды предметных изображений в меру доступности их оригиналов
чувственному восприятию доступны ему и сами. Механический отпечаток, фотографическое,
телевизионное или киноизображение в такой же мере чувственно воспринимаемы, как и их
объект. Более того, самая эта их чувственная доступность определяет их функцию и
существо. Психический же процесс, воспроизводя картину предметной структуры своих
объектов, сам по отношению к этой картине остается совершенно прозрачным и тем самым
невоспринимаемым. Эта прозрачность и невоспринимаемость психического процесса
составляет такой же его необходимый атрибут, как и, наоборот, воспринимаемость
фотографического, скульптурного, сценического или другого изображения в технике, природе
или искусстве. 
4. Спонтанная активность. Следующая специфическая характеристика психического
процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к
его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии,
побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки
которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими
опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое
своеобразие активности психического процесса. 
Это та, эмпирически безошибочно распознаваемая, но с большим трудом поддающаяся
строгому детерминистическому объяснению форма активности, которая не только "оживляет",
но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер
активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ
(животных) как частной формы живых организмов. 
Уникальный по сравнению с другими, более элементарными проявлениями активности
характер этой особенности состоит в том, что на всех уровнях поведения – от простейшего
локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном
человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут
быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из
физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность
психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних
процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего
окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной
Hosted by uCoz