Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 338 
Next page End  

равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и
фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может
действовать "на много ладов" (Сеченов, 1996); психическая активность проявляется и
эмпирически различается как активность свободная. 
Феноменология психических проявлений
Такова основная феноменологическая картина тех критических признаков всякого
психического процесса, которые различающая и классифицирующая мысль эмпирически
обнаруживает непосредственно под внешней поверхностью его проявлений в доступных
наблюдению актах жизнедеятельности и поведения организма. Познающая мысль использует
эти признаки для выделения особого класса процессов, называемых психическими, скрыто или
делая выводы по наблюдаемым и эмпирически фиксируемым проявлениям. 
Исходная характеристика предметности проявляет себя в показаниях человека о том, как ему
раскрываются объекты, т.е. именно в том, что они открываются ему не как следы или
"отпечатки" внешних воздействий в его телесных состояниях, а именно как собственные
свойства внеположных по отношению к нему предметов. Второй признак непредставленности
или замаскированности субстрата устанавливается как отрицательное заключение из этих же
фиксируемых собственным и чужим опытом показаний об объектах. Третий признак –
чувственная недоступность – предполагает заключение, базирующееся на соотнесении
картины личного опыта и стороннего наблюдения над жизнедеятельностью. 
Наконец, последнюю характеристику – "свободную" активность психического – мысль
фиксирует, заключая по доступным наблюдению внешним актам о скрытых за ними
внутренних факторах. Во всех этих заключениях реализуются общие ходы мысли,
выявляющие эмпирические характеристики всякого объекта познания, недоступного прямому
наблюдению, скрытого под внешней поверхностью воспринимаемых феноменов. Описанные
выше признаки являются симптомами, в совокупности составляющими тот основной
"синдром", по которому опыт "диагностирует" особый класс функций и процессов и выделяет
их в качестве психических. Таков исходный эмпирический пункт, от которого берет свое начало
движение психологического познания вглубь реальности психических процессов. 
Начинаясь с эмпирического различения и описания, оно движется к теоретическому
обобщению, чтобы затем снова вернуться к эмпирической реальности, но уже объясняя,
прогнозируя и на этой основе практически овладевая ею. 
Глава 3
АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО СОСТАВА
КЛАССИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
В этой главе автор отнюдь не ставил перед собой цели дать историко-научный анализ
различных психологических теорий Здесь лишь анализируются некоторые
логикотеоретические соотношения основных понятий в психологических концепциях, с тем
Hosted by uCoz