Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 338 
Next page End  

производных уровней познавательных процессов, входящих в состав интеллекта, но
осуществленной, однако, в рамках общих закономерностей их организации. А эта задача
разведения исходных и производных, общих и частных уровней и форм интеллекта, в свою
очередь, с необходимостью требует специальной стратегии, опирающейся на генетический
принцип и метод абстрагирующей "экстирпации" высших уровней. Только такая стратегия дает
возможность выявить собственные характеристики и закономерности каждого из видов и
уровней познавательных процессов и лишь на той основе подойти к раскрытию способов их
синтеза "снизу" и "сверху" в интегральную структуру человеческого интеллекта. 
Именно такая прицельная установка, соответствующая основным идеям целостного подхода к
изучению структуры интеллекта, который воплощен в теоретической концепции и
экспериментальных исследованиях Б. Г-Ананьева (1968; 1970) и была положена в основу
выбора аналитической стратегии абстрагирования от высших уровней интеллекта на первых
этапах его исследования. Основная часть исследовательского "маршрута", которая реализует
поуровневый подъем от элементарной сенсорной структуры к когнитивной структуре концепта,
и составляет содержание предшествующих глав. Произведенное выше рассмотрение каждой
из этих структур в отдельности в меру ее абстрагированности от обратного воздействия
высших слоев интеллекта представляет аналитическую часть реализуемой стратегии. 
Поскольку же обратное направление "экстирпации", выраженное абстрагированием
собственных возможностей данной структуры от нижележащих, более общих когнитивных
процессов (неизбежно включенных в работу данной структуры) невозможно, эта пройденная
основная часть маршрута реализует и синтетическую часть принятой стратегии, во всяком
случае частично, а именно в отношении связей данной познавательной структуры с
нижележащими пластами интеллектуальной иерархии. С наибольшей полнотой эта частичная
реализация синтеза выражена в изучении психической структуры концепта, поскольку высший
уровень включает в себя уже все нижележащие слои интеллекта, охваченные не только
специфическими, но и едиными закономерностями организации и "скрепленные" общими
сквозными характеристиками. 
Однако на пройденном отрезке исследования этот синтетический аспект реализует лишь одно
из направлений синтеза – синтез "снизу вверх". Теперь, когда эта часть маршрута,
соответствующая подъему от сенсорного фундамента к концептуальному пику, завершена,
естественно встает обратная задача "спуска", реализующего второй вектор интеграции
когнитивных процессов в целостную структуру интеллекта – синтез 'сверху вниз". Эта линия
исследования охватывает, однако, не только влияние понятийного мышления на
располагающийся ниже его слой иерархии когнитивных структур интеллекта, но и внутренние
характеристики и закономерности самой понятийной мысли как вершинного информационного
пласта этой иерархии. Дело в том, что, поскольку понятийное мышление как высшая, но
частная форма познавательных процессов включает в себя универсальные сквозные
характеристики и закономерности организации нижележащих форм мышления, здесь, на
вершине пирамиды мыслительных процессов, их уровень и вид между собой совпадают.
Иначе говоря, понятийная мысль – это одновременно и высшая стадия развития мышления, и
высший уровень его организации и вместе с тем вид мышления, операндом которого является
концепт. Это совпадение уровня и вида естественно определяется здесь тем, что, поскольку
это вершина когнитивных структур, сюда входят все влияния "снизу", а регуляция "сверху" в
рамках структуры самого интеллекта (а не личности в целом) выступает как саморегуляция.
Тем самым синтез "снизу" и "сверху" здесь и только здесь оказывается совмещенным. И
именно в этом своем качестве, сочетающем в себе уровень и вид, синтез "снизу" и "сверху",
понятийная мысль выступает как форма интегральной работы интеллекта. 
Понятийная мысль как вид мышления и как форма работы интеллекта
Все предшествующие промежуточные обобщения, касающиеся способов организации
мышления вообще и понятийной мысли в частности, были сделаны на широком эмпирическом
базисе экспериментальной и прикладной психологии собственно мыслительных процессов.
Hosted by uCoz