Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 338 
Next page End  

инвариантных отношений между ними в рамках структуры отдельных концептов, которые
становятся "центрами кристаллизации", строящими на себе и по своему образцу (как бы по
принципу ковариантной редупликации аналогично воспроизведению молекул генетического
кода) концептуальные системы, в свою очередь организующие целостную работу интеллекта.
На этих первых стадиях, когда уже сформированы элементарные психические структуры
отдельных концептов, но еще отсутствует связная система понятий, каждый из двух уровней
такого первичного концепта сам может еще иметь доконцептуальную общемыслительную
структуру, представленную двумя языками, но без разведенности его родовых и видовых
признаков и тем более без сохранения инвариантных отношений между ними. В зрелом
интеллекте такая доконцептуальная образно-символическая структура каждого из уровней
отдельного концепта проявляется, повидимому, лишь при специальной экспериментально
вызванной развертке отдельного относительно изолированного концепта. 
Исходя из этих предпосылок и была построена специальная экспериментальная верификация
обсуждаемого принципа организации понятийной мысли по критерию его прогностических
возможностей. Из проверяемого принципа двойной инвариантности психической структуры
концепта вытекает соответственно двуединая экспериментальная задача. Первый из ее
аспектов относится к концепту как инварианту обратимого перевода с языка речевых символов
на язык пространственно-временной структуры. Если инвариантность обратимого
межъязыкового перевода является действительно общим принципом организации любой
мысли, то он должен распространяться и на самые абстрактные понятийные структуры.
Какими бы обобщенными, схематизированными и глубоко скрытыми под поверхностью
словесных форм ни были образные пространственно-временные компоненты концепта как
самой высокоорганизованной единицы интеллекта, они с необходимостью "снизу" входят в
структуру любой концептуальной единицы и поэтому должны с той или иной степенью полноты
себя обнаружить в проверочном эксперименте. Второй из аспектов этой экспериментальной
задачи относится к концепту как инварианту преобразования уровня обобщенности
межъязыкового перевода информации. Поскольку, согласно проверяемой гипотезе,
необходимость участия двух языков в мыслительном процессе составляет общий принцип его
организации, в специальных проверочных экспериментах соответственно были использованы
два основных методических приема, каждый из которых непосредственно адресуется к одному
из языков мышления и лишь во вторую очередь – ко второму из них. 
Для выделения самого факта наличия образных компонентов как внутри структуры концепта,
так и в организуемых им домыслительных когнитивных структурах (первый аспект
экспериментальной задачи) в экспериментах А. М. Грункина (1974), вслед за Р. Арнхеймом
(1974) была использована адресующаяся к образному языку методика прямого воплощения
пространственных компонентов и образных эквивалентов концепта в рисунке испытуемого. 
В этих экспериментах испытуемым предъявлялись наборы слов-стимулов и предлагалось
произвести зарисовку образов, возникающих у них в ответ на эти стимулы, и дать подробное
развернутое определение концептов, обозначаемых соответствующими словесными
символами. Наборы концептов подбирались так, чтобы в них были равномерно представлены
понятия, относящиеся к разным уровням обобщенности. Это необходимо для того, чтобы, во-
первых, выявить структурные различия во внутренних пространственно-временных
компонентах и внешних образных эквивалентах разнообобщенных компонентов и внешних
образных эквивалентах разнообобщенных концептов, а во-вторых, для того, чтобы в общей
совокупности рисунков исключить преобладание изображений, объективирующих в себе
словесные значения, воплощенные не в специфической структуре концептов и даже не в
общемыслительных пространственных паттернах, а просто в перцептивных или вторичных
образах, связанных со словами-стимулами. 
В примененных А. М. Грункиным наборах стимулов к высокому уровню обобщенности
относятся концепты типа "энергия", "симметрия", "движение", "организация" и др.; к среднему
уровню обобщенности – концепты "творчество", "старение", "болезнь" и др.; к низкому уровню
обобщенности – концепты "стол", "зеркало", "термометр", "ручка", "учебник", "микроскоп".
Hosted by uCoz