Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 338 
Next page End  

Совершенно очевидно, что значения слов-стимулов, относящиеся к последнему уровню, могут
быть воплощены не только в концептах, но и в обычных первичных и вторичных образах –
"портретах" индивида или класса, которые прежде всего и получают свое выражение в
рисунках испытуемых. Поэтому если бы оказалось, что в рисунках испытуемых
объективированы только такого типа образные структуры, то содержащаяся в них информация
о внутренних симультанно-пространственных компонентах концепта как высшей
мыслительной и интеллектообразующей структурной единицы была фактически равна нулю.
Но если бы рисунки испытуемых действительно выражали лишь внеконцептуальные образы,
являющиеся только ассоциативным сопровождением собственно концептуальных
непространственных структур, то абстрактные концепты, значение которых не воплощено ни в
"портретах индивида", ни в "портретах класса", либо такое выражение было бы чисто
символическим и соответственно произвольно-вариативным, не обнаруживающим никакого
предметно-структурного единообразия. 
Однако экспериментальный материал показывает, что концепты всех уровней обобщенности
при надлежащей постановке индивидуального эксперимента получают объективацию в
рисунках. При этом в одних случаях рисунки вообще не могут быть истолкованы как "чисто"
образные внеконцептуальные паттерны, а в других такому истолкованию не поддаются их
отдельные компоненты (см. Грункин, 1974). 
Экспериментальное изучение концептов разных уровней обобщенности
Приведем некоторые наиболее типичные данные, относящиеся к концептам разных уровней
обобщенности, начиная с абстрактных понятий, значение которых вообще не имеет
индивидуально-предметного и, следовательно, "чисто" образного воплощения. 
При предъявлении концепта "соответствие" испытуемые дают ему свои определения и
рисунки. Так, один из испытуемых определил соответствие как равенство чемулибо,
одинаковость структур, форм, а на рисунке изобразил весы в равновесии, одинаковые фигуры,
соответствие длин отрезков, соответствие облика зверя и его изображения на картине (рис.
13). 
Рисунок 13.
Другой испытуемый определяет соответствие как общность структур, признаков в предметах
явлениях, процессах (рис. 14), третий – как равенство, общность форм, когда предметы
подходят друг к другу (рис. 15). 
Hosted by uCoz