Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 338 
Next page End  

Рисунки испытуемых, объективирующие пространственную схему концептов среднего уровня
обобщенности, имеют существенно более развернутую структуру и содержат компоненты,
относящиеся к различным когнитивным образованиям, входящим в состав интеллекта. Однако
в этой многокомпонентной структуре, как показывает анализ рисунков, наиболее типичными
являются пространственновременные паттерны общемыслительного типа, воплощающие на
языке симультанной схемы то главное соотношение, которое составляет основное содержание
концепта, символически выраженное в словесном определении. 
Приведем некоторые типичные примеры из материалов А. М. Грункина. Так, в ответ на
словесный стимул "старение" испытуемый дает определение: "Старение – это совокупность
инволюционных изменений, происходящих на поздних стадиях развития" и выражает эти
изменения в форме следующей пространственной схемы (рис. 19). Концепт "болезнь"
испытуемый определяет как "состояние пониженной адаптации, вызванное изменением
саморегуляторных функций живой системы" и переводит это словесное выражение на язык
следующей пространственной схемы (рис. 20), наглядно воплощающей нарушение
организации под воздействием патогенных факторов. Другой испытуемый это же явление
деструктивного сдвига выражает в более абстрактной и неопределенной, но в принципиально
аналогичной форме (рис. 21). Третий испытуемый, также определяя болезнь как "органическое
или функциональное изменение, приводящее к нарушению норм функционирования",
переводит это словесное выражение на язык гораздо более конкретной образной схемы,
структурно воплощающей, однако, те же явления деструктивного сдвига (рис. 22). 
Рисунок 19.
Рисунок 20.
Hosted by uCoz