Navigation bar
  Print document Start Previous page
 182 of 338 
Next page End  

Вторая экспериментальная задача, относящаяся уже к собственно концептуальному
инварианту преобразования уровня обобщенности внутри психической структуры понятийной
единицы, является как теоретически, так и экспериментально-методически существенно более
сложной. Подтверждение обсуждаемого принципа требует выявить уже не только компоненты
языка симультанно-пространственных структур в составе концепта, но и иерархизованность
этих структур, в минимальном варианте выраженную двумя уровнями – родовым и видовым. 
Экспериментально-методические трудности возрастают здесь по крайней мере на порядок, в
особенности при использовании методики прямой зарисовки образных эквивалентов концепта,
которая, конечно, очень примитивна даже по отношению к первой задаче – выявить самый
факт наличия этих пространственных компонентов. Поэтому здесь были применены методики,
адресующиеся к обоим языкам мышления, а ожидания возможностей прямого выявления
иерархичности пространственных компонентов концепта в рисунке были очень незначительны
хотя бы уже потому, что сама плоскость рисунка провоцирует уплощение этой структуры (не
говоря уже о том, что из экспериментальной психологии известна общая тенденция к
выравниванию уровней в структуре концепта). 
И тем не менее уже самые первые эксперименты (проведенные, однако, в условиях
тщательной процедуры индивидуализированного контакта с испытуемым) вопреки скромным
ожиданиям привели к выявлению иерархизованности образно-пространственных компонентов
концептов, в особенности относящихся к средним уровням обобщенности. Приведем лишь
некоторые данные из этого экспериментального материала. 
Выше было упомянуто, что, объективируя в рисунке образные компоненты концептов, в
особенности среднего уровня обобщенности, испытуемые дают очень развернутые,
многокомпонентные изображения. В тех рисунках, фрагменты которых мы воспроизвели (см.
рис. 19-22), воплощены пространственные схемы общемыслительного типа; в них испытуемый
воспроизводит наиболее обобщенные родовые признаки, входящие в психическую структуру
концепта. Между тем, кроме объективации компонентов, относящихся к родовому уровню
обобщенности, в рисунках испытуемых есть и другие пространственно-предметные структуры,
соответствующие другим когнитивным образованиям. Так, в ответ на предъявление концепта
"старение" испытуемый объективирует возникающие у него образы в следующем
многокомпонентном рисунке (рис. 25). 
Hosted by uCoz