Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 338 
Next page End  

Виды когнитивных структур и их доля в общем количестве (в %)
   Промежуточные уровни обобщения ................... 19
   Конкретные представители класса .................. 39
   Свойства объектов ................................ 10
   Ассоциации общие ................................. 22,5
   Ассоциации конкретные ............................. 9,5
Количественные соотношения этих групп представлены в таблице 3. Из нее видно, что
соотношение обобщенной и конкретной информации соответственно 50,7 и 49,3 %. 
Если в психической структуре отдельной концептуальной единицы в тех или иных
модификациях, определяемых ее двуязычной природой и изменением характера ее
обобщенности, сохраняются наиболее общие свойства пространственно-временных
гештальтов, то, заключая этот раздел анализа, естественно сделать следующий шаг в сторону
дальнейших обобщений и предположить, что здесь в соответственно измененной форме
вместе с обобщенностью сохраняются и такие (традиционно относимые лишь к перцептам)
свойства пространственнопредметных гештальтов, как их относительная константность,
целостность и предметность. Обобщенность становится здесь иерархизованной,
константность принимает специфическую форму межуровневого инварианта, и
соответственно изменяет свой характер свойство предметности, в котором аналогом
контурных схем или "фигур" отдельных предметных объектов становятся "фигуры" или
"схемы", симультанно воплощающие основные соотношения в объекте мысли (см. рис. 19-22). 
* * *
Из этой точки расходится несколько направлений исследования. Первое из них – дальнейшая
экспериментальная проверка сформулированных выше теоретических обобщений. Однако
оптимизация путей такой проверки опосредствована последующими ходами теоретического
анализа. Через интимные аспекты энергетики интеллекта это направление с необходимостью
подводит к восстановлению единства его энергетических, статистических (мера
упорядоченности), структурных (форма упорядоченности), операционных и функциональных
компонентов с их исходным "материалом", от которого все эти компоненты были надолго
отторгнуты еще в классических психологических концепциях. А такое воссоединение этих
компонентов интеллекта с их исходным "материалом" непосредственно ведет еще глубже
"вниз" – к актуальнейшей проблеме психофизиологических механизмов взаимодействия
носителя психической информации с ее объектами-источниками, взаимодействия,
формирующего этот первичный информационный материал, из которого образуется
"чувственная ткань сознания", из нее – все рассмотренные выше когнитивные структуры, а из
последних, в свою очередь, – целостная система человеческого интеллекта. Исходя из всего
этого корректная постановка задач дальнейшей экспериментальной проверки сделанных
обобщений требует тщательного учета указанных выше основных звеньев работы
исследуемых структур и механизмов интеллекта. 
Второе направление, также оставаясь в рамках проблемы интеллекта, ведет к вопросам
психологической метрологии и ментиметрии и далее, через сферу диагностики интеллекта, в
различные области прикладной психологии. 
Третья линия уходит "вверх" – от интеллектуальных процессов к интеллектуальным
состояниям и интеллектуальным свойствам личности. 
И наконец, четвертое направление обращено к двум остальным членам психологической
триады – к эмоциональной иерархии и к иерархии уровней психического регулирования
деятельности, вершиной которого является волевой акт. Поскольку первые три направления в
силу органической целостности психических явлений опосредствованы связью интеллекта с
Hosted by uCoz