Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 338 
Next page End  

согласно которому оба вида опыта параллельны. Следующим логико-философским шагом на
этом пути был вывод о том, что человек ощущает и воспринимает не внешние объекты и их
свойства, а лишь свои ощущения и восприятия, т.е. образы этих объектов, а сами объекты
лишь мысленно конструирует. Еще один шаг в том же направлении, – и объекты оказываются
лишь мысленной конструкцией образов, существование которой само представляет собой
логическую фикцию, как это имеет место в философской концепции Беркли и Маха. И если
теперь уравнять с этой точки зрения эмоции и когнитивные процессы в отношении форм их
психического отражения, т.е. если распространить понятие интроспекции в одинаковой мере
на когнитивные и эмоциональные процессы, то мы неизбежно окажемся перед следующей
логико-философской и психологической альтернативой. Если в восприятии нам
непосредственно представлен его объект, а не образ, то фикцией является интроспекция, т.е.
непосредственная данность субъекту образа; если же такая непосредственная данность
субъекту образа является не фиктивной, а реальной, то тогда возникают два возможных
следствия из этой исходной посылки: либо, как уже упоминалось, внутренний опыт является
исходным, а внешний опыт представляет собой производный по отношению к нему результат
мыслительного конструирования, либо же между обеими формами опыта вообще нет
соотношения исходного и производного, а есть лишь отношения равноправности и
параллельности. По отношению к когнитивным процессам, в отличие от процессов
эмоциональных, такая альтернатива остается действительно реальной, а не фиктивной. Нами
было показано, что в восприятии и мышлении субъекту непосредственно открываются не сами
образы и мысли, а их объекты и частично акты манипулирования с ними. Сами же образы и
мысли, которые, конечно, также являются объектами познания и доступны самопознанию
субъекта, открываются ему не в непосредственном их отражении, а в результате
осмысливания процессов собственного восприятия и собственного мышления. Тем самым
образы и мысли открываются субъекту в результате опосредствованного их познания, а не
непосредственного созерцания или отражения. 
Оборотной стороной этой констатации является положение о том, что интроспекция, или
самонаблюдение, в смысле прямого чувственного отражения субъектом своих собственных
образов и мыслей является психологической фикцией, поскольку непосредственному
отражению открываются здесь опять-таки не сами образы и мысли, а их объекты. В частном
случае вывод о том, что непосредственному психическому отражению открываются именно
объекты, относится и к непосредственному же отражению телесного носителя эмоциональных
процессов, ибо отражаемое в органических ощущениях состояние телесного носителя эмоций
является частным случаем состояния физического объекта. Существенно по-иному, однако,
дело обстоит с формами самопознания производного, психического субъекта, ибо здесь
объектом психического отражения является психическое же образование, психический
носитель психических процессов и свойств. И если когнитивные психические процессы не
могут быть объектом непосредственного психического отражения, а познаются только
опосредствованным, косвенным путем на основе их осмысливания, то естественно возникает
вопрос, распространяется ли это положение и на эмоциональные процессы, т.е. на
непосредственное отражение субъектом своих собственных психических состояний. Если
эмоции действительно представляют собой непосредственное психическое отражение
отношения субъекта к внешним объектам и если вместе с тем, как это было показано выше,
такое отражение отношений необособимо от непосредственного же отражения его членов, т.е.
его объекта и субъекта, то это значит, что в высших эмоциях человека, которые являются
отражением отношения именно психического субъекта к соответствующим объектам,
непосредственно отражаются психические состояния психического же субъекта. Иными
словами, высшие эмоции, ближайшим носителем которых является психический субъект, не
просто осознаются или осмысливаются, а именно непосредственно переживаются последним. 
Переживание по исходному смыслу этого понятия есть именно непосредственное отражение
самим субъектом своих собственных состояний, а не свойств и отношений внешних объектов,
поскольку даже непосредственное психическое отражение свойств и отношений внешних
объектов есть знание об этих свойствах и отношениях, а не переживание в собственном
смысле этого понятия. И не случайно, повидимому, как в русском, так и в немецком языках
Hosted by uCoz