Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 338 
Next page End  

По собственному опыту каждому хорошо известно, что существует боль телесная и наряду с
этим – другая форма боли, которая, содержа в себе соматические компоненты, не
переживается, однако, как боль собственно физическая. В этом случае говорят о душевной
боли или, иначе, о том, что "болит душа". Это непосредственно переживаемое различие
телесной, с одной стороны, а с другой – душевной, так сказать, психической боли аналогично
различию между физическим самочувствием и настроением как самочувствием душевным. И
душевная боль, и настроение получают соответствующие соматические отклики. Когда у
человека "болит душа" или у него плохое настроение, он испытывает при этом и некоторые
непосредственные телесные ощущения, но переживаются они, по меткому выражению
польского психоневролога Кемпинского, как телесная манифестация душевного состояния. Что
же все это означает? В чем суть различия этих двух форм: переживания боли или
самочувствия, которое может содержать в себе, конечно, не только болевые компоненты и
поэтому является более общим переживанием, имеющим более сложный
психофизиологический состав? Как уже упоминалось, ожидаемый ответ на этот вопрос
вытекает из аналогии между идеосенсорикой (далее – идеомоторикой) и здесь, в этом
контексте, – идеосоматикой (или психосоматикой). Большой опыт как лабораторных, так и
клинических исследований свидетельствует о том, что соматические болезненные сдвиги,
оказывающие свое первичное действие на интерорецепторы и вызывающие соответствующие
интерорецептивные, в том числе и болевые, ощущения, могут быть, однако, вызваны и
центробежно, т.е. могут носить вторичный, производный характер. Таковы, например, хорошо
известные формы вегетативных, так сказать, интерорецептивных реакций на словесные
раздражители, реакций, получающих свое особенно явное и интенсивное выражение в
процессах внушения и гипноза, но проявляющихся также и в обычном состоянии
бодрствования, хотя в значительно более редуцированных формах. Хорошо известно, что
таким центробежным путем могут быть вызваны воспалительные процессы типа ожоговых
реакций. Когда в организме возникают подобного рода центробежно вызванные рецепторные
сдвиги, они в порядке обратной связи оказывают свое усиливающее воздействие на
рецепторные аппараты определенных внутренних органов, и, если речь идет о болевых
эмоционально-сенсорных процессах, здесь возникает прямое и непосредственное
переживание боли. Картина эта по своей сущности действительно представляет собой прямую
аналогию того, что имеет место в области моторики и идеомоторики. 
Суть предполагаемого различия между непосредственным переживанием телесной боли, с
одной стороны, и боли душевной – с другой, состоит в следующем: если субъект в состоянии
сенсорно различить, что его болевое переживание вызвано не прямым центробежным
внутрителесным раздражителем, а идет изнутри и связано с соответствующим
периферическим сдвигом, вызванным из центра, то такого сенсорно-эмоционального
различения уже, по-видимому, вполне достаточно для того, чтобы эта производная форма
центробежно вызванного болевого ощущения или болевой эмоции переживалась как боль не
соматическая, а именно душевная или психическая. 
В этом пункте анализа последующее движение требует некоторого теоретико-философского
отступления, диктуемого необходимостью уточнить феноменологическое и теоретико-
концептуальное значение понятия "психическое" в его специфических отличиях по сравнению
с физическим или соматическим. Дело в том, что, вопреки острейшей философской и
теоретико-экспериментальной задаче противопоставления и последующего соотнесения
психического и физического как производного и исходного в рамках общности их
фундаментальных закономерностей, фактическое феноменологическое и теоретическое
содержание этого противопоставления, к сожалению, остается до настоящего времени
достаточно бедным. Базируется оно в значительно большей мере на простых сенсорно-
перцептивных, нежели на теоретико-философских основаниях. Попробуем здесь отдать себе
достаточно ясный теоретический и интуитивно-феноменологический отчет в том, что стоит за
противопоставлением понятий "душевное переживание" и "переживание телесное". 
Весь многовековой опыт философско-теоретической и экспериментально-психологической
работы, в частности опыт экспериментально-теоретического исследования, представленного в
Hosted by uCoz