Navigation bar
  Print document Start Previous page
 222 of 338 
Next page End  

положительные эмоции пространственно объективируются по преимуществу направлениями
вверх и наружу, а отрицательные – вниз и вовнутрь, что особенно характерно для эмоции
страха. 
Важным свидетельством того, что такая эквивалентность характера пространственных
объективаций соответствующих эмоций их знаку, полученная в ранних исследованиях М.
Винтерер и Х. Лундхольм, а затем в вышеприведенных результатах современных
исследований, не случайна, а закономерна, является и тот факт, что в исследовании А. И.
Берзницкаса, посвященном интеллектуальным эмоциям, между пиктограммами
отрицательных и положительных эмоций (огорчения и радости) обнаружены различия такого
же рода. Поскольку интеллектуальные эмоции относятся к одному из высших уровней
эмоциональной иерархии, есть, по-видимому, основания заключить, что проявления
двузначности в пиктографических эквивалентах пространственной организации охватывают
собою эмоции разных уровней, в том числе и высших. 
Перейдем теперь к проявлениям двузначности в модальных характеристиках эмоциональных
явлений. В экспериментальной психологии такую взаимосвязь впервые исследовал опять-таки
В. Вундт. Соответствующие описания он начинает со ссылки на Г¸те, который назвал
цветовые тона от красного до зеленого положительной стороной цветового круга, а от
зеленого до фиолетового – отрицательной стороной, чтобы этим подчеркнуть, что первым
присущ положительный или возбудительный чувственный тон, а вторым – подавляющий или
отрицательный. Отправляясь от этих обобщений Г+те, подкрепленных естественнонаучным и
художественным опытом последнего, В. Вундт дает тщательный и тонкий анализ цветовых
эквивалентов различных эмоций. При этом он подчеркивает, что крайним концам спектра
соответствуют противоположные в основной своей тенденции знаки эмоций. Далее Вундт
проницательно указывает на связь цветотоновых эквивалентов эмоций с характером
изменения их светлотных характеристик при переходе от красного конца спектра к
фиолетовому. Этой линии изменений соответствует переход от радостного возбуждения,
воплощенного в красно-розовой части спектра, к томительному беспокойству и мрачной
серьезности, воплощенных в сине-фиолетовых цветах противоположного конца спектра.
Какова бы ни была степень точности этих эмпирических обобщений, во всяком случае здесь
имеется серьезная попытка выявить цветотоновые и светлотные эквиваленты знаковых
различий между эмоциями. 
Линия этих эмпирических обобщений В. Вундта, пройдя далее сложный путь развития
психодиагностических методик цветового тестирования эмоциональных состояний,
продолжается и на современном этапе экспериментальных исследований. Так, в работе А. М.
Эткинда, выявившей эмоциональные профили цветов и цветовые профили эмоций,
сопоставление полученных данных позволило автору сделать следующее двойное
заключение. Во-первых, эмоциональное значение цвета, по-видимому, является функцией его
светлоты, что совпадает с предсказаниями В. Вундта, во-вторых, – и это особенно важно для
настоящего контекста – светлые цвета стабильно связываются с активными и
положительными эмоциями, а темные – с пассивными и отрицательными. Особое положение
занимает зона амбивалентности, также имеющая принципиальное значение для описания и
понимания знаковых различий между эмоциями. Так, гнев в силу своей двойственности имеет
двойную структуру цветового эквивалента – от активно красного до черного, а отвращение
получает промежуточный цветовой эквивалент в коричневом. Экспериментальные результаты
исследования А. И. Берзницкаса, продолжающего ту же линию, свидетельствуют, что
процедура цветового ранжирования дает возможность четко поляризовать классы эмоций по
шкале "приятно-неприятно", т.е. выявить соответствие модальных эквивалентов эмоций
различиям между их знаками. Аналогичный прерывистый путь от В. Вундта до настоящего
момента прошло исследование отношений между слуховыми модальными характеристиками
эмоций и различиями между ними по знаку. Однако следует отметить, что, по-видимому, из-за
временной одномерности и пространственной нестабильности слухового ряда эмпирические
обобщения здесь менее определенны. В. Вундт указывает на связь чувства неудовольствия со
слуховым диссонансом, а чувства удовольствия – с консонансом и гармонией, но делает
Hosted by uCoz