Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 338 
Next page End  

Двузначность эмоций, занимая промежуточное положение между их двухкомпонентностью и
обобщенностью, связана с этими характеристиками по содержанию, и ПОТОМУ описание
двузначности логически и эмпирически приводит к рассмотрению обобщенности. 
Эмпирико-теоретическая ситуация здесь очень близка к той, которая сложилась в области
главной характеристики эмоций – их двухкомпонентности. Так, положение об обобщенном
характере эмоциональных процессов прямо и непосредственно следует из определения
эмоций как отражения отношения субъекта к объекту. Как это происходит везде, где мы имеем
дело с отражением отношений, в частности и в области мышления, отношение может
оставаться неизменным при изменении его членов. Уже по одному этому отражение
отношений является их обобщением, из чего вытекает обобщенный характер отражения
отношений и в эмоциях (т.е. в отражении отношений субъекта к объекту). Это выражается в
том простом факте, что человек может одинаково относиться к различным, но сходным
объектам. В этом и состоит суть эмоционального обобщения. В таком смысле вывод об
обобщенности эмоций прямо и непосредственно вытекает из жизненного опыта человека и
является эмпирическим обобщением не только житейского, но и художественного опыта
изображения эмоциональных состояний человека в музыке, живописи и литературе. В таком
общем виде, однако, эта характеристика обобщенности относится в одинаковой мере к
положительным и отрицательным эмоциям. Вместе с тем – и в этом главная суть связи
обобщенности эмоций с их двузначностью – жизненный, художественный и научный опыт
свидетельствует о том, что между положительными и отрицательными эмоциями имеются
существенные различия и по их обобщенности. О таких различиях красноречиво говорит,
например, знаменитое толстовское: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая
несчастливая семья несчастлива по-своему". С присущей Льву Толстому поразительной
проницательностью и художественной лаконичностью здесь вполне определенно выражен
факт существенно большей конкретности и соответственно меньшей обобщенности
отрицательных эмоций. 
К аналогичным выводам приводит не только художественный, но и научно-психологический
опыт. Существенно большее разнообразие отрицательных переживаний получает свое
выражение в том простом факте, что число отрицательных эмоций значительно превышает
число эмоций положительных. Так, в списке эмоциональных переживаний, приведенном А. Н.
Луком (1968), содержится 24 положительные эмоции и 70 отрицательных. Не требует, по-
видимому, особых пояснений то обстоятельство, что большее разнообразие выражает
большую конкретность и меньшую обобщенность. Число частных индивидуальных и видовых
признаков всегда, естественно, больше числа общих родовых признаков. Соответственно
этому число родов всегда меньше числа видов, и чем более общей является категория, тем
меньшим является общее число категорий такой же общности. Именно такой вывод
подкрепляется описанным выше фактом большей интенсивности отрицательных эмоций по
сравнению с эмоциями положительными. Большая конкретность и соответственно меньшая
обобщенность отрицательных эмоций требует, естественно, больших энергетических затрат и,
следовательно, большей интенсивности выраженности. Все это вполне аналогично
соотношению интенсивностных характеристик с обобщенностью в первичных и вторичных
образах (Веккер, 1976). Чем более обобщенным является образ, тем он более фрагментарен,
менее адекватен и, соответственно, менее ярок, а, значит, его интенсивностная
характеристика менее выражена. 
Таково, казалось бы, достаточно определенное положение дел на феноменологической
поверхности эмпирического описания. Однако общая эмпирико-теоретическая стратегия
настоящего исследования и сделанные на ее основе выводы обязывают нас и здесь, уже на
уровне описания фактов, сделать некоторые дополнения и поставить допросы, адресующиеся
прежде всего к эмпирическому материалу. 
Обобщенность как производная характеристика связана не только с двузначностью, но через
нее и с двухкомпонентностью структуры эмоциональной единицы, а через двухкомпонентность
– с тремя исходными первичными характеристиками, т.е. с пространственно-временной
Hosted by uCoz