Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 338 
Next page End  

движений и действий, основана на таком именно эмпирикотеоретическом подходе к
психическим программамрегуляторам). 
Таким образом, строго объективному исследованию, не прибегающему к прямым показаниям
субъекта, подвергаются сочетания тех же психических процессов, которые, будучи взятыми по
их отношению к объекту, открывают исследователю свою структуру как процессы когнитивные,
а по их отношению к субъекту-носителю описываются и интерпретируются как потребности,
интересы, идеалы и другие его свойства именно как субъекта. Поэтому, если полученные нами
преимущественно психологическими методами эмпирические характеристики когнитивных и
эмоциональных процессов отвечают реальности, есть основания ожидать, что они проявятся и
там, где эти процессы выступают в качестве программ-мотиваторов и программ-регуляторов
деятельности, т.е. в характеристиках, полученных строго объективными методами в
общенаучном смысле этого понятия. 
Однако такая возможность исследовать при помощи строго объективных методов внутреннюю
структуру программ через ее проявления в структуре действий может быть реализована
преимущественно по отношению к предметным, объектным компонентам общей структуры
регуляционных процессов, т.е. к тем компонентам, которые непосредственно проявляются в
структуре управляемых ими действий. Поэтому задача составления общего эмпирического
перечня, охватывающего характеристики всех трех основных компонентов структуры
регуляционных процессов, еще более сложна, чем в области проблемы эмоций. Эта большая
сложность определяется рядом моментов. Первый из них – большее число членов
структурной единицы (трехкомпонентность) процессов регуляции действия. 
Второй осложняющий момент состоит в том, что большая часть экспериментального
материала, относящегося к субъектно-мотивационным компонентам регуляции, получена в
общем контексте психологии личности и социальной психологии. Для настоящего же контекста
главное значение имеют общепсихологические характеристики, т. е. такие, в которых
выражены свойства этих процессов именно как программ психического регулирования. С
этими моментами связано то упомянутое обстоятельство, что внутренняя структура программ-
регуляторов проявляется преимущественно в их предметных компонентах. 
По отношению к общепсихологическим задачам настоящего исследования формируется
определенная тактика. Она состоит в том, чтобы вначале выявить и описать в обобщенном
виде эмпирические характеристики процесса психической регуляции в целом, не раскрывая
внутренней структуры ее отдельных компонентов. Это позволит выявить общую структурную
формулу и основные характеристики регуляционных процессов, относящиеся ко всей
иерархии их уровней, взятой в целом. Представляя ниже такой краткий общепсихологический
экстракт эмпирического описания, укажем здесь лишь на три эмпирических обобщения, под
феноменологической поверхностью которых достаточно определенно проявляется
трехкомпонентность структурной формулы регуляционных процессов. 
Первое из них воплощено в упоминавшемся уже общем законе Йеркса-Додсона, эмпирический
базис которого охватывает действительно все уровни иерархии процессов психического
регулирования. Эмпирико-теоретическое обобщение, содержащееся в этом законе, включает в
себя две части. В рамках анализа проблемы эмоций была использована та часть обобщения,
которая касается соотношения мотивационно-субъектного и когнитивнообъектного
компонентов общей структуры эмоций. Вторая часть закона Йеркса-Додсона касается уже не
каждой из кривых (см. рис. 34) в отдельности, а именно соотношения их между собой.
Конкретно здесь речь идет о зависимости оптимальной силы мотива от структурной сложности
реализуемого акта. Как ясно видно из соотношения расположений минимумов на трех кривых
рис. 34, эта зависимость такова, что увеличение трудности задач связано с уменьшением
оптимальной силы мотива, что и составляет вторую часть закона Йеркса-Додсона. Если же
взять этот закон в его полном объеме, то он охватывает соотношения таких трех переменных,
как сила мотива, интенсивность когнитивного компонента, представленного различением двух
яркостей, и трудность исполнения, представленная числом проб, необходимых для научения. 
Hosted by uCoz