Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 338 
Next page End  

ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ
Сквозные психические процессы: общая характеристика
Предшествующей частью монографии завершено последовательное изложение
характеристик, закономерностей и принципов организации всех классов психологической
триады. Исследование велось на разных уровнях и было многоступенчатым: сначала
анализировались отдельные структурные единицы процессов, принадлежащих к каждому из
этих трех классов, затем их виды, формы и различные уровни соответствующей иерархии,
далее рассматривались различные виды синтеза этих структурных единиц, форм и уровней в
целостную иерархическую систему, представленную в соответствующем классе структурой
интеллекта, эмоциональной иерархией и иерархией регуляционных процессов. Таким
образом, уже в рамках исследования каждого из трех классов психических процессов, взятого
в отдельности, вопрос о формах и механизмах психической интеграции вставал и
подвергался, так сказать, парциальному анализу многократно, хотя и с разной степенью
полноты. Однако до сих пор интеграция психических процессов в целостную иерархическую
систему рассматривалась в пределах каждого из классов психологической триады.
Совершенно естественно, что в данном пункте последовательного продвижения анализа с
неизбежностью встает вопрос об интеграции всех этих классов в психическую структуру более
высокого ранга, или, иначе говоря, вопрос уже не о внутри-, а о межклассовой интеграции. 
Тут необходимо уточнить. что вопрос о взаимной интеграции когнитивных, эмоциональных и
регуляционноволевых процессов опять-таки встает уже не впервые. В той ли иной форме он
был включен в орбиту предшествующего рассмотрения, хотя и не в качестве предмета
специального анализа, как это будет (правда, тоже в достаточно обобщенной форме) сделано
в настоящей главе. Вместе с тем в связи с принципами и механизмами межклассовой
интеграции встает вопрос об общих закономерностях и механизмах психической интеграции
психических процессов и их субъекта-носителя, вопрос, который и является главным
предметом исследования в завершающей части монографии. 
Как было показано, субъект-носитель соответствующих психических процессов входит в
структурные формулы эмоциональных и регуляционно-волевых процессов в качестве их
общего компонента. Субъект уже по самой своей природе предполагает межклассовую
интеграцию всех психических процессов. Этим создается специфическая парадоксальная
ситуация, суть которой заключается в том, что интегративное целое входит в структурную
формулу своих частей. Именно это потребовало соответствующей модификации принятой
вначале стратегии и включения в орбиту процессуального исследования самых
универсальных закономерностей организации личности как субъекта-носителя в качестве
необходимого посредствующего звена изучения закономерностей эмоциональных и
регуляционно-волевых процессов, относящихся к тем высшим уровням, носителем которых
является не исходный, телесный субъект, а личность как психический субъект-носитель
эмоций и регуляционноволевых актов. Эти закономерности высших форм личностной
интеграции, как и общие закономерности психической интеграции, начиная с ее элементарных
уровней, именно в силу их универсального характера еще е были специальным предметом
рассмотрения. 
Прямая же постановка вопроса о формах, способах и механизмах разных уровней психической
интеграции естественным образом приводит к еще одному промежуточному вопросу, суть
которого заключается в следующем: совокупностью когнитивных, эмоциональных и
регуляционно-волевых процессов фактически не ограничивается хорошо всем известный
традиционный перечень психических процессов. В этот перечень входит еще одна
существенная группа психических процессов: память, воображение, внимание и речь. В каком
же соотношении находится основная психологическая триада с этой группой процессов? Если
основная классификация психических процессов произведена по достаточно надежным общим
критериям и отвечает реальности, а внимание, память, воображение и речь не выделены в
Hosted by uCoz