Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 338 
Next page End  

Аналогичная эмпирико-теоретическая ситуация имеет место в области проблемы внимания.
По разным причинам, в частности потому, что само понятие "внимание" гораздо более
неопределенно, чем понятие "память", в экспериментальной психологии отсутствуют четкие
классификации видов внимания. Тем не менее наличие сенсорно-перцептивного или,
соответственно, образного внимания, внимания речемыслительного, внимания
эмоционального и внимания, относящегося к сфере движений или целостной структуры
деятельности, свидетельствует об отнесенности внимания к когнитивным, эмоциональным и
деятельностным процессам. Совпадение этой фактической классификации видов внимания с
классификацией мнемической столь очевидно, что не нуждается в дополнительных
обоснованиях и комментариях. Факты экспериментальной и клинической психологии, в
частности связь расстройств личности с аттенционными нарушениями, достаточно ясно
говорят о связи процессов внимания не только со всеми тремя блоками психологической
триады, но и с уровнем организации личности как субъекта-носителя. Таким образом,
универсальный характер процессов внимания, их отнесенность ко всем уровням организации
психики не менее очевидны, чем универсальность мнемических процессов. Что касается
речевых процессов, то здесь эмпирико-теоретическая ситуация аналогична предыдущим,
однако с одной чрезвычайно существенной оговоркой: если памятью и вниманием обладает не
только человек, то речь – принадлежность лишь человеческой психики. Но в пределах
человеческого сознания ситуация, повторяем, здесь такая же, как и с памятью и вниманием.
Поскольку основные классификации видов речи основаны на учете ее социально-
психологической природы, ее роли как средства общения, они не повторяют картину
классификации видов памяти, и поэтому в итоговых обобщениях экспериментальных
исследований речевых процессов нет прямого аналога соответствующей классификации
видов памяти. Однако в фактически представленных разносторонних описаниях и
классификациях видов речи, хотя и не сведенных в единую систему, соответствующие аналоги
классификаций видов памяти все-таки есть. Так, речь-повествование, речь-описание,
словесный портрет, словесный пейзаж – все это достаточно явно выражает связь речи со
сферой образов и представляет собой эквивалент того, что в классификации видов памяти
обозначается как образная память. 
Связь речи с мыслительными процессами не нуждается в обоснованиях хотя бы уже потому,
что язык речевых символов представляет собой компонент мыслительных процессов, один из
двух необходимых языков мышления. Если же говорить о наличии в материалах
экспериментальной психологии указаний на соответствующие виды речи, которые выражают
по самой своей природе ее связь с мышлением, то и здесь имеются соответствующие аналоги
классификации видов памяти. Таковы речь-вопрос, речь-рассуждение, речьдоказательство,
речь-аргументация и т.д. 
Если продолжать это сопоставление, мы обнаружим такой вид речи, как речь-экспрессия,
связь которой с эмоциональными процессами воплощена не только в собственно
содержательных характеристиках речи, но и в ее интонационно-мелодических и мимико-
пантомимических компонентах. 
Что касается связи речи с процессами, относящимися к третьему члену психологической
триады, функции речи как психического регулятора деятельности, причем регулятора не
только интериндивидуального, социальнопсихологического, но именно интрапсихического, то
эти факты и аспекты настолько многосторонне изучены экспериментальной и теоретической
психологией (см. Лурия, 1979; см. также 21 главу данной монографии), что такая связь не
нуждается в комментариях. Если же говорить о представленности этой связи в описаниях
соответствующих видов речи, то и здесь имеется эквивалент вида памяти, воплощенный в
такой форме речи, как речь-инструкция, речь-команда, речь-приказ (здесь имеется в виду
самоинструкция, самокоманда, самоприказ). 
И, наконец, если продолжить это сопоставление дальше, то и здесь мы обнаруживаем
включенность речи не только в процессы, принадлежащие к каждому из трех блоков
психологической триады, но именно в межклассовый синтез или синтез более крупных блоков.
Hosted by uCoz