Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 338 
Next page End  

Связь речи с сознанием в целом также настолько хорошо исследована в психологии,
психолингвистике, лингвистике, социологии, что вряд ли нуждается в доказательствах. Речь,
кроме того, участвует и в синтезе целостной структуры личности как субъекта-носителя
высших психических явлений. Об этом опять-таки свидетельствует не только
экспериментальная и теоретическая, но и прикладная, в частности клиническая, психология,
нейропсихология и патопсихология, которые ясно показывают, какой интимный характер носит
связь различных форм афазий с многосторонними нарушениями целостной структуры
личности. 
Таким образом, все четыре процесса – память, воображение, внимание и речь – носят
сквозной характер и тем самым оказываются не вне, а внутри основной психологической
триады. Их специфическое место в системе психических процессов, включенность в
когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые структуры предполагает и особый
подход к их исследованию. Он не может не отличаться от той стратегии, которая была
применена к исследованию процессов, принадлежащих к основным классам психологической
триады. 
Но этот универсальный характер сквозных психических процессов, определяя их
содержательную специфичность и обусловленную ею модификацию задач и стратегии их
исследования, тем самым предопределяет многообразие существующих подходов к
исследованию памяти, воображения, внимания и речи. В экспериментальной и теоретической
психологии накоплен необозримый фактический материал, который очень трудно
эмпирически, а тем более теоретически обобщить и дать сколько-нибудь последовательную,
укладывающуюся в рамки определенных критериев систематизацию этих процессов. Вместе с
тем именно универсальность, включенность памяти, воображения, внимания и речи во все
психические явления в качестве их внутренних компонентов позволяют выделить особую
функцию этих процессов в психической деятельности в целом. Речь идет о той самой
внутрипроцессуальной, межпроцессуальной, но внутриклассовой, а затем и межклассовой
интеграции, о которой говорилось в начале данного параграфа. Из всего многообразия
характеристик, закономерностей, аспектов и различных функций процессов памяти,
воображения, внимания и речи в качестве главного предмета исследования здесь выделяются
именно характеристики, особенности, закономерности их интегративной функции в системе
психических явлений. Только под этим углом зрения и будет произведено исследование
сквозных психических процессов, и именно этому подчинена задача, стратегия и тактика их
изучения в настоящем контексте. 
Память как универсальный интегратор психики
Вопреки кажущейся очевидности сквозного характера памяти, ее включенности во все уровни,
формы и классы психической деятельности, этот факт теоретически осмыслен явно
недостаточно для того, чтобы он смог оказать конкретное структурирующее воздействие на
систему основных психологических понятий, относящихся к мнемическим процессам. 
Здесь все еще, к сожалению, царит концептуальный беспорядок, имеющий самые
разнообразные проявления. Укажем лишь некоторые из них. 
Память и время: философско-методологические предпосылки анализа
Первое из этих проявлений уже упоминалось, и заключается оно в том, что, вопреки
многообразию красноречивых фактов и наличию достаточно ясных обобщений, выраженных в
классификации видов памяти, проблемы памяти традиционно излагаются в разделах,
посвященных именно и только познавательным процессам. Этот, казалось бы, привходящий,
внешний и формальный факт структуры изложения оказывает, тем не менее, существенное
влияние на характер содержательных интерпретаций, почти автоматически изолируя
эмоциональные и регуляционно-волевые процессы от их внутренних взаимосвязей с
мнемическими явлениями. И как бы парадоксально это ни звучало, такая формальная
Hosted by uCoz