Navigation bar
  Print document Start Previous page
 254 of 338 
Next page End  

Таким образом, память как психический процесс есть частная форма передачи информации по
временному каналу. Психологическая теория памяти неизбежно требует раскрыть
психологическую специфику этой частной формы передачи информации, отличающую ее от
таких форм памяти, как генетическая, машинная, видовая, индивидуальная иммунная,
нейрофизиологическая и т.д. Однако, как уже многократно и в разных контекстах об этом
говорилось, необходимой (хотя и недостаточной) предпосылкой познания видовой специфики
является знание общих принципов организации, которым подчиняются родовые
характеристики данного круга явлений. Поэтому применение и дальнейшее использование
общих принципов информационной теории, касающихся мер и форм организации мнемических
процессов как передачи информации по временному каналу, является действительно
необходимой предпосылкой дальнейшего развития теории всех форм памяти, в том числе
психологической. Эта предпосылка, однако, необходима, но не достаточна, ибо далее
требуется выявить факторы, в той или иной форме модифицирующие общие признаки рода в
каждом из его видов и исследовать дополнительные к родовым закономерности, которым
подчиняется каждый вид. Недостаточность использования только общих принципов
организации информационных процессов для раскрытия специфики памяти как психического
явления чрезвычайно демонстративно обнаруживается в том уже упоминавшемся факте, что
усредненное определение памяти как запечатления, хранения и последующего
воспроизведения прошлого опыта при некоторых несущественных модификациях применимо,
по сути дела, к любой форме памяти, в том числе и к машинной. Позитивный момент этого
определения состоит в том, что оно, заключая в себе общие принципы организации любой
памяти, указывает на необходимость раскрыть специфические различия ее частных форм и
вместе с тем дает возможность выявить такие различия. Однако в той мере, в какой
усредненное определение истолковывается как не только необходимое, но и достаточное
определение психической формы памяти, обнаруживается его негативная сторона, поскольку
в таком виде оно уравнивает различные уровни концепта "память" между собой и тем самым
неизбежно исключает специфичность памяти как психического процесса. 
Именно в этом выражается избыточная универсальность традиционных усредненных
определений памяти. Можно попытаться преодолеть это очень простым способом, а именно,
ссылкой на психологический характер запечатлеваемого, хранимого и воспроизводимого
опыта. Однако научные трудности не преодолеваются средствами терминологической "магии",
т.е. простым включением термина "психическое". Поэтому и при такой оговорке
недостаточность усредненного определения сохраняется, что проявляется в различных
отношениях. Отметим два из них. Первое носит общеметодологический и общетеоретический
характер и состоит в том, что в настоящее время еще недостаточно ясно, где начинается
психическая информация и каковы ее общеродовые признаки, которые отличают психическую
информацию как таковую от других форм информационных процессов. Поэтому введение
термина "психическая информация" не снимает недостаточности усредненного определения
памяти. 
Второй момент носит более частный характер и тем самым имеет для теории памяти более
существенное значение. Дело в том, что сами по себе запечатление, хранение и последующее
воспроизведение какого-либо процесса еще не делают это воспроизведение проявлением
памяти как таковой. Воспроизведение, скажем, перцептивного образа, доведенное в пределе
до эйдетической формы, а далее и до галлюцинаторного уровня, базируется на
предварительном запечатлении и хранении, что является, однако, выражением нормального
функционирования собственно мнемических процессов как таковых, если иметь в виду их
психологическую сущность. 
Неоправданность и даже недопустимость отождествления процесса хранения и
воспроизведения перцептивного образа со специфическим проявлением мнемических
процессов памяти как психического явления справедливо подчеркивается современными
экзистенциалистскими концепциями памяти, которым удается (во всяком случае на
описательно-феноменологическом уровне) выделить и подчеркнуть психологическую
специфичность психических форм памяти, требующую своего объяснения. Так, например, М.
Hosted by uCoz