Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 338 
Next page End  

Таким образом, здесь речь опять-таки идет о сочетании одновременности и
последовательности в структуре временных компонентов зрительного восприятия движения.
Однако в обычных условиях зрительного восприятия, даже восприятия движения, где
временные компоненты, казалось бы, выступают более отчетливо, главная стабильная форма
пространственной симультанности настолько явно доминирует, что она далеко оттесняет
постановку вопроса о собственно временных компонентах как условии конечного
формирования пространственной симультанности. Демаскировать действительную роль и
значение собственно временных компонентов в зрительном восприятии можно лишь в том
случае, если приблизить условия зрительного восприятия к условиям тактильно-
кинестетической и слуховой сенсорики, т.е. снять кажущуюся изначальной стабильность
пространственной симультанности зрительного образа, чтобы на поверхности выступил
процесс симультанирования сукцессивного временного ряда. Именно так был поставлен
вопрос в экспериментальной психологии при изучении Максом Вертгеймером так называемого
фи-феномена. 
Суть этого феномена заключается в том, что при последовательном предъявлении, но с
разными интервалами времени, двух зрительных стимулов (светящихся точек) складывается
разная перцептивная ситуация. Если интервал достаточно длительный (не менее 60 мс),
испытуемый видит последовательно две экспонируемые точки. Если же интервал не
превышает 30 мс, то он видит их одновременно, не фиксируя последовательности
предъявления. В промежутках между этими крайними величинами длительности экспозиции
возникает фифеномен, или феномен кажущегося перемещения: испытуемый видит движение,
направленное от одной из этих точек к другой. Таким образом, при достаточно коротких
интервалах имеет место стабильная, якобы чисто пространственная симультанность, т.е.
здесь налицо одновременность без последовательности. При достаточно длительных
интервалах – наоборот, последовательность без одновременности, т.е. временная
последовательность здесь отчленена от пространственной симультанности аналогично тому,
как на противоположном полюсе пространственная симультанность отторгнута от временной
последовательности. В промежутке же, в феномене "кажущегося движения" мы имеем
специфическую форму сочетания временной последовательности с одновременностью, в
которой совместно представлено отражение (хотя и иллюзорное) движения и течения
времени, в котором воплощена совместность последовательности и одновременности. 
Поскольку, однако, в фи-феномене М. Вертгеймера эти соотношения представлены еще в
исходной, чрезвычайно фрагментарной допредметной форме зрительного восприятия, своей
элементарностью исключающей возможность выявления перехода сукцессивного временного
ряда в пространственно-предметную целостность, они стали предметом дальнейшего
специального анализа уже в условиях пространственно-предметного восприятия, когда
сукцессивный временной ряд в конечном итоге должен быть преобразован в целостно-
пространственную предметную структуру. Именно эта задача решается в экспериментах по
последовательному, покадровому предъявлению элементов контура зрительно
воспринимаемой фигуры (см. Веккер, 1964, гл. 4). 
Аналогично тому, как это происходит в условиях пассивного осязания, зрительно
экспонируемый контур развертывается в последовательный временной ряд. В начальных
условиях предъявления пространственная симультанность отсутствует так же, как и в
условиях пассивного осязания. Возникает фазовая динамика поэтапного становления
итогового зрительного образа, стадии которой зависят от скорости предъявления кадров. На
начальных фазах, аналогично тому, как это происходит в фи-феномене М. Вертгеймера,
последовательно высвечиваются точки в разных местах экрана, затем возникает образ
движения точки по определенной линии, в конечном счете совпадающей с контуром, а при
достаточно большой скорости возникает симультанный образ целостного контура объекта. Эти
результаты, ясно обнаруживающие переход от первоначальной последовательности, которая
свободна от одновременности, к конечной пространственной одновременности, свободной уже
от последовательности, через промежуточные фазы, в которых одновременность сочетается с
Hosted by uCoz