Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 338 
Next page End  

сенсорного или сенсорно-перцептивного отображения времени. Но если
одновременность удержания начального, конечного и промежуточных элементов
временного ряда необходимым образом воплощает в себе восприятие течения
времени, а включенная в эту одновременность фиксация последовательности
отношений "раньше" и "позже" необходимым образом включает в себя память как
воспроизведение прошлых компонентов этого ряда, то мы приходим к простому, хотя и
чрезвычайно глубоко скрытому выводу о том, что сенсорное воспроизведение времени
по сути включает в себя процесс памяти как воспроизведения последовательности хода
времени. 
Таким образом, вопреки сложившейся в экспериментальной психологии устойчивой
консервативной традиции, восприятие времени невозможно исследовать без учета
памяти, которая органически включена в процесс воспроизведения времени. С другой
стороны, и память в ее главных исходных психологических свойствах невозможно
исследовать так, как это обычно делается, – без соотнесения с закономерностями
непосредственного исходного сенсорного воспроизведения времени, ибо сенсорное
отображение времени составляет основу процессов памяти. Без воссоединения этих
двух искусственно, ходом сложившейся традиции отторгнутых друг от друга, но
органически взаимосвязанных аспектов единого процесса сенсорного отображения
времени и памяти невозможно последующее продвижение в области построения
психологической теории памяти. 
3.
Как уже упоминалось, специфическое сочетание последовательности, одновременности
и длительности в структуре сенсорного времени было сначала выявлено и подчеркнуто
философами, а затем стало предметом специальных экспериментально-
психологических исследований, результатом которых является вышеприведенная
экспериментально проверенная констатация этого сочетания. Нельзя, однако, не
удивиться огромному рассогласованию между фундаментальным значением, которое
придавали специфике этого сочетания философы, и той небрежной
индифферентностью, с которой она констатируется в экспериментальной психологии. У
И. Канта эта специфичность легла в основание всей его априористской концепции
пространства и времени как врожденных форм чувственности. А. Бергсон на основании
специфичности сенсорного психического времени в его связи с памятью сделал свой
вывод о субстанциалистской природе памяти духа, о памяти как свойстве особой
духовной субстанции. Современный экзистенциализм специфику психического времени
кладет в основание своих выводов о природе человеческого переживания и
человеческого существования, которое именно в качестве субъективного переживания
предшествует сущности. Все эти выводы априоризма, агностицизма и идеалистического
субстанциализма – свидетельство стремления как-то преодолеть реальные трудности,
возникающие при попытке научно объяснить специфичность сочетания
одновременности с длительностью и последовательностью, характерную для
сенсорного времени, связанного с психологической природой памяти.
Между тем, в экспериментальной психологии эта специфичность констатируется с таким
олимпийским спокойствием, как будто речь идет о совершенно рядовом эмпирическом факте,
зарегистрированном в ходе экспериментальных исследований наряду с другими и не
заключающем в себе особого интереса. Но в науке есть факты и факты. Есть действительно
рядовые факты, и есть факты, за которыми скрываются фундаментальные проблемы. Имеется
достаточно оснований полагать, что рассматриваемый сейчас факт специфического сочетания
последовательности и одновременности в структуре сенсорного времени принадлежит именно
к числу последних. 
В самом деле, в соответствии со всей совокупностью основных положений современного
естествознания и с общими принципами материалистического монизма, на которых
базируется, в частности, и все данное исследование, сенсорное психическое время
представляет собой психическое отображение времени физического, отображение, которое в
Hosted by uCoz