Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 338 
Next page End  

Опираясь на общие закономерности организации мыслительного процесса как
взаимодействия двух основных языков мышления – языка пространственно-временных
предметных гештальтов и языка речевых символов (о третьем базовом языке – языке
тактильно-кинестетических гештальтов – см. Веккер, Либин, готовится к печати), можно сразу
же сказать, что память входит в организацию этих обоих языков. Мышление, как было
показано, представляет собою оперирование символическими и образными операндами, в
ходе которого осуществляется обратимый перевод с одного языка на другой и,
соответственно, раскрываются межпредметные отношения между операндами мышления,
являющиеся его главным содержанием. 
Состав же этих операндов, относящихся к обоим языкам мышления, т.е. операндов образных
и символических, поставляется мышлению памятью. Тот аспект интегративной функции
памяти внутри мышления, который относится к языку речевых символов, будет кратко
рассмотрен в параграфе, посвященном вопросу о связи речи и памяти как интеграторов
целостной структуры сознания. Что же касается языка целостно-предметных
пространственновременных образных гештальтов, то в связи с проблемой взаимодействия
памяти и мышления необходимо прежде всего подчеркнуть следующее: система
целостнопредметных гештальтов, входящих в состав первого языка мышления, конечно,
гораздо шире и богаче ограниченной совокупности первичных сенсорно-перцептивных образов
тех объектов, которые в данный момент мыслительной деятельности воздействуют на органы
чувств субъекта. Совершенно очевидно, что главную часть общего массива образных
операндов мысли, которые подвергаются преобразованию в ходе мышления, составляют
образы не первичные, а вторичные, т.е. образы памяти. Именно образы памяти, относящиеся,
правда, не только к предметному, но и к речевому опыту, составляют главный материал
мышления. Поэтому в качестве первого из моментов, дополняющих предшествующее
изложение в контексте вопроса о связи мышления с памятью, должно быть подчеркнуто
следующее обстоятельство: все то, что говорилось о специфике памяти в ее связи с образным
отражением времени и ее интегративной функцией на образном уровне, полностью относится
и к мышлению, во внутреннюю организацию которого образное отражение входит в качестве
его первого языка. Иначе говоря, рассмотренное выше специфическое сочетание
последовательности, длительности и одновременности в их соотношении с обратимостью в
структуре образного отражения времени и включенная в это отражение память оказываются
не вне, как это чаще всего трактуется, а внутри процесса мышления. 
Однако, конечно, органической связью с образным отражением времени специфические
особенности функционирования кратковременной и оперативной памяти внутри мышления не
ограничиваются. Дополнительно к этому должны быть отмечены следующие моменты. 
Как было показано, динамика мыслительного процесса начинается с постановки вопроса,
фиксирующего невыясненность какого-либо искомого отношения между операндами мысли,
проходит далее фазу выдвижения гипотез, их перебора и оценки вероятности, затем
выбирается максимально вероятный вариант гипотезы, приводящий к искомому отношению и
формулируемый в заключительном суждении, представляющем собою ответ на поставленный
в первой фазе вопрос. В процессе этого продвижения каждая следующая фаза сочетается со
всеми предшествующими, и когда на заключительной фазе возникает ответ на поставленный
вначале вопрос, то в ряду последовательных фаз мыслительного процесса этот вопрос
должен удерживаться в качестве первой фазы. 
Для того чтобы заключительное суждение могло быть осмыслено в качестве ответа, оно
должно быть представлено совместно с промежуточными элементами последовательного
ряда фаз мыслительного процесса и, главное, с его начальным элементом, в котором
сформулирован вопрос. Не требует, вероятно, особых пояснений тот существенный факт, что
здесь мы имеем дело с той же совместной данностью последовательности, длительности и
одновременности в этом ряду мыслительных фаз, которая имеет место во временном ряду в
структуре слухового или тактильно-кинестетического образа. Но в одном случае речь идет о
последовательном ряде элементов слуховой или тактильно-кинестетической сенсорно-
Hosted by uCoz