Navigation bar
  Print document Start Previous page
 303 of 338 
Next page End  

Носителем целостной, замкнутой структуры коммуникативного акта является групповой
субъект, а субъект индивидуальный – носителем лишь части коммуникативного акта. Отсюда
вытекает структура речевого акта как акта интраиндивидуального. Речевое действие –
частный случай действия, а речевая деятельность – частное выражение общих принципов
организации человеческой деятельности. 
Если первый, исходный интериндивидуальный аспект организации речевого акта выходит за
пределы интраиндивидуальной психики, подчиняясь социальнопсихологической
закономерности своей организации, то второй аспект речевого акта как действия тоже выходит
за пределы собственно психологического уровня организации. Речевое действие как частный
случай действия вообще есть акт психически регулируемый, но не чисто психический. Речевая
моторика как частный случай общей моторики есть прямой объект изучения физиологии
движений и действий, а не только и не собственно психологии. Собственно психологическими
объектами исследования, как упоминалось, являются психическая регуляция речевой
моторики и стоящая за этой регуляцией психическая структура. 
И только следующий, третий аспект организации речевого акта воплощает в себе природу
речи как одного из интраиндивидуальных собственно психических процессов. К речи как
собственно психическому процессу относятся прежде всего образы слов. Слуховые,
зрительные или кинестетические образы слов – в прямом и точном смысле этого понятия
частный случай образов и, соответственно, частный случай психических процессов,
отвечающий их сенсорно-перцептивному уровню, но уже не предметного, а речевого
восприятия. И если слова, воздействующие на анализаторы человека, слова как
второсигнальные раздражители представляют собой типичную форму кодов (в данном случае
речевых), то образы слов есть психическое отображение этих кодов. Будучи частной формой
психических образов, образы словесных кодов подчиняются общим закономерностям
сенсорно-перцептивного психического отражения: они обладают
пространственновременными, модальными и интенсивностными характеристиками, им
присущи целостность, константность и обобщенность, короче говоря, и по своим общим
эмпирическим характеристикам, и по основным закономерностям организации словесные
образы представляют собой специфическую, но вместе с тем и типичную форму сенсорно-
перцептивного процесса. 
Словесные образы различных модальностей составляют сенсорно-перцептивный фундамент
речи как психического процесса. Вступая во взаимодействие с различными уровнями
когнитивных, эмоциональных и регуляционноволевых процессов, эти образы осуществляют
свою интегративную функцию внутри каждого из классов психологической триады, а затем и
функцию межклассового интегрирования. Эти внутри– и межклассовые связи формируют
систему речесенсорных, речеперцептивных, речемыслительных, речеэмоциональных,
речерегуляционных, речемнемических, речеимажинативных и речеаттенционных процессов. 
Таким образом, внутри индивидуальной психики речь является сквозным психическим
процессом, входящим в качестве компонента во все остальные классы и уровни психических
явлений человека, по отношению к которым она осуществляет интегративную функцию. В
индивидуальной деятельности речь совместно с другими психическими процессами, в состав
которых она входит, является психическим компонентом и регулятором этой деятельности. В
социально-психологическом акте коммуникации, целостным субъектом которого является не
индивидуум, а группа, речь как психический процесс и как индивидуальная деятельность
выступает в качестве индивидуально-психологического компонента. 
В настоящем контексте особенно важно подчеркнуть, что речь как средство общения, акт
деятельности и психический процесс, т.е. как тесно связанные между собой три аспекта речи,
кратко проанализированные выше, до недавнего времени изучались порознь. Современная
наука – и это является одним из ее существенных достижений – позволяет охватить единым
концептуальным аппаратом все три аспекта речи. Таким аппаратом служит система категорий
информационного подхода. Применение его к речевым процессам имеет еще большие
Hosted by uCoz