Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 338 
Next page End  

акта аналогично моторноэффекторному звену не предметного, а управляющего действия, на
выходе которого стоит оперирование тоже двигательными сигналами, поступающими от
оператора в машинную часть системы "человек-техника". В данном же случае речь идет об
эффекторных двигательно-звуковых или двигательно-оптических кодах, циркулирующих в
замкнутом кольце системы "человек-человек". 
Что касается третьего аспекта речевого акта, воплощающего в себе природу речи как
психического процесса, то он затрагивает не вход и не выход интраиндивидуальной части
канала коммуникации, а его внутреннюю часть. Здесь имеет место связь собственно речевых
сигналов со всеми теми когнитивными и эмоциональными процессами, в которые речевые
коды при их восприятии и понимании перекодируются и декодируются и которые затем снова
кодируются в слова, поступающие на выход интраиндивидуальной части канала. Здесь, таким
образом, имеется в виду связь речи с сенсорикой, перцепцией, памятью, мышлением и
эмоциями. Информационные характеристики всех этих процессов были проанализированы в
предшествующих частях монографии. Здесь необходимо указать только на то обстоятельство,
что происходящая во внутренней части канала перекодировка и декодировка речевых
сигналов остается в рамках движения информации внутри интраиндивидуального компонента
коммуникативного акта. Специфика этой интраиндивидуальной части процесса,
располагающейся между входом и выходом, состоит в том, что здесь общекодовая структура
речевых сигналов преобразуется в различные другие частные формы кодов, характерные для
специфической информационной природы сенсорных, перцептивных, общемыслительных,
концептуальных или эмоциональных форм психической информации. 
Таким образом, коммуникативный акт в целом представляет собой информационный обмен,
речевое действие, как второй аспект речевого акта представляет собой продуцирование
двигательно-слуховых и двигательнооптических сигналов-кодов, т.е. продуцирование
информации, а речь как психический процесс представляет собой различные формы ее
перекодировок и декодировок. Понятие информации, следовательно, охватывает все три
указанных выше основных аспекта речевых процессов и тем самым объединяет речь со всеми
другими процессами психической информации как основной, так и рассмотренной выше
"сквозной" триады, которые интегрируются с помощью и на основе речи как дважды сквозного
психического процесса. 
Таковы общетеоретические предпосылки рассмотрения речи как специфического интегратора
человеческой психики, формирующего на высших уровнях этого интегрирования структуру
человеческого сознания как целостно-связного подотчетного субъекту и произвольно
управляемого в своей динамике психического образования. Но речь – именно специфический
интегратор человеческой психики, переводящий ее на уровень сознания. Более же общими,
универсальными интеграторами психики являются, как было показано, память, воображение и
внимание, а природа последних органически связана со спецификой психического времени.
Поэтому при анализе интегративной функции речи необходимо прежде всего выяснить, как
соотносятся между собой речь и психическое время. 
Что сама возможность речи связана с памятью, а тем самым – и с психическим временем,
понять не трудно. Выше было показано, что органическая связь между структурой сенсорно-
перцептивных образов, спецификой психического времени и оперативной памяти особенно
отчетливо выражена в организации слуховых образов, поскольку именно в области слуховой
модальности природа психического времени представлена особенно отчетливо. Это дает
основание думать, что именно звуковая и, соответственно, слуховая природа языка и речи
отнюдь не случайна. 
Не случайным, по-видимому, является и то чрезвычайно демонстративное обстоятельство,
что современная экспериментальная психология оказалась вынужденной ввести понятие
экоической (слуховой) памяти. Сопоставляя иконическую и экоическую память, что очень
важно для уяснения соотношения памяти и речи, Роберт Клацки, крупнейший специалист в
области исследования памяти, пишет: "Если бы не было иконических образов, мы могли бы
Hosted by uCoz