Navigation bar
  Print document Start Previous page
 309 of 338 
Next page End  

когнитивной иерархии. Так, за словом "удовольствие" могут стоять психические структуры,
отвечающие самым разным уровням обобщенности, начиная с интерорецептивно-
соматического через, скажем, уровень эстетического удовольствия и, далее, к удовольствию
интеллектуальному или нравственному; аналогичным образом за словом "боль" может стоять
иерархия уровней обобщенности, начинающихся опять-таки от интерорецептивной телесной
боли и кончая болью нравственной. И если не отождествлять различные структуры,
обозначаемые одним и тем же словом, а именно сопоставлять их (т.е. дифференцировать в
рамках общности) средствами речевых операторов в контексте непрерывно-целостного и
обратимого временного ряда, то и здесь станет ясным, что слово выполняет функцию не
просто обобщающую, как это обычно подчеркивается, а именно функцию парадигматического
межуровневого интегрирования. В такой же мере эти формы одноуровневой и межуровневой
интеграции относятся к иерархии психических программ, осуществляющих регуляцию
различных видов и уровней деятельности. 
Если, далее, принять во внимание, что связная последовательность актов речевой
деятельности движется по горизонталям и вертикалям, проходящим сквозь все классы
психологической триады, то станет ясно, что последовательность речевых действий,
воплощенных в форме внешней и в еще большей степени внутренней речи, осуществляет
интегративную функцию не только внутри каждого из классов, но и функцию межклассовой
интеграции, т.е. интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов в
целостную систему человеческой психики. Эффектом этой двойной интеграции является
человеческое сознание, которое содержит в себе связный, подотчетный и произвольно
регулируемый уровень человеческой психики, а далее и еще более высокая форма
интеграции психики, сознания и деятельности в целостную структуру личности как ее субъекта. 
Идущий в таком направлении анализ интегративной функции речи в организации сознания
наиболее полно представлен в научной школе Л. С. Выготского, поскольку основным
предметом психологического исследования в различных направлениях этой школы с самого
начала были именно высшие психические функции и их роль в развитии человеческого
сознания в его специфических особенностях, проявлениях и закономерностях (см. Выготский,
1960). Исходное основание здесь составляют положения самого Л. С. Выготского о роли речи
в формировании высших психических функций, о роли языковых знаков как факторов,
которые, будучи проявлением активной деятельности самого субъекта, выступают вместе с
тем средством управления и самоуправления не только его внешней, но и внутренней,
интериоризованной психической деятельностью. 
Поскольку, однако, интериоризованные действия представляют собой реальное
оперирование, но уже не внешними объектами, а психическими структурами, относящимися к
иерархиям всех трех классов триады, внутри которых речь осуществляет свою
горизонтальную и вертикальную интеграцию, опосредствованную синтезирующей функцией
памяти, воображения и внимания, интериоризация деятельности по ее
психофизиологическому существу есть вместе с тем процесс психической интеграции всех
этих структур в сознание как целостносвязную систему. 
В контексте анализа общих принципов психической интеграции существенно подчеркнуть
следующее обстоятельство. В упоминавшихся уже выше самых начальных (В. Вундта, Э.
Титченера), как и в современных (например, А. Блюменталя) исследованиях, относящихся к
исходным уровням интеграции, непосредственно связанным с организацией психического
пространства и времени, универсальные закономерности последних представлены в
некотором отрыве от специфических характеристик высших уровней психической интеграции,
базирующихся на функции речи. С другой стороны, в работах, посвященных высшим уровням
интегративной функции памяти, воображения и внимания, опосредствованным регулирующей
функцией речи, закономерности психической интеграции сильно замаскированы и
представлены очень часто только в скрытой форме. Это объясняется тем, что высшие уровни
организации данных процессов анализируются в отрыве от низших. Однако высшие формы
психической интеграции, осуществляемые памятью, воображением, вниманием и речью, не
Hosted by uCoz