Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 338 
Next page End  

Детерминируемые внешними объектами когнитивные компоненты психических процессов,
программирующие и регулирующие двигательные акты, и структура самих этих регулируемых
поведенческих актов отделены друг от друга большим числом посредствующих звеньев, чем
субъективнопсихологические и вегетативно-соматические компоненты эмоций, объединенные
их общей детерминированностью состояниями субъекта психики. Поэтому субъективный язык
психологии воли и объективный физиологический язык, на котором описываются произвольно
регулируемые поведенческие акты, оказались еще дальше отстоящими друг от друга, чем
научные языки описания разных компонентов эмоциональных процессов. На одном полюсе
традиционных интерпретаций, связывающих сознание и поведение, оказалось понятие воли
как "чисто" психической, свободной и даже спонтанной активности, которая вообще не
поддается объективному описанию и детерминистическому объяснению, а на другом – "чисто"
физиологические категории системной организации двигательных поведенческих актов. Язык-
посредник, позволяющий осуществить взаимоперевод этих полярных категорий, в
традиционно-психологических концептуальных схемах фактически отсутствует. И хотя ход
развития психологии и смежных наук делает все более явной эмпирическую и теоретическую
необоснованность такого концептуального разрыва, теория волевого регулирования, которая
должна заполнить этот промежуточный понятийный вакуум, делает пока в лучшем случае
лишь свои первые шаги. Между тем, потребность в преодолении этих концептуальных и
языковых барьеров как между разными аспектами волевой регуляции, так и между волевыми
процессами, с одной стороны, и процессами эмоциональными и познавательными – с другой,
присутствует в этом третьем блоке классической психологической триады, столь же
определенно и неотвратимо, как и в первых двух. 
Разобщенность традиционных концептуальных схем и научных языков, имеющих своим
объектом три основных класса конкретных психических процессов – познавательных,
эмоциональных и волевых, аналогична теоретической ситуации в области соотношения
основных понятий классических психологических концепций, ставивших своей задачей
раскрыть специфическую природу всякого психического процесса. Если в концепциях
ассоцианизма, гештальтизма, функционализма, бихевиоризма, энергетизма и
операционализма обособлялись друг от друга и универсализировались разные аспекты общей
специфики всякого психического процесса (способ связи в ассоцианизме, структура или форма
организации в гештальтизме, вероятностная мера организации в бихевиоризме и т.д.), то
здесь, при аналитическом рассмотрении конкретных психических процессов, доминирующий
аспект каждого из классов психологической триады абстрагируется от других аспектов,
содержащихся в процессах этого же класса. Так, собственно когнитивные аспекты
интеллектуальных процессов отделяются от эмоциональных и регуляторных компонентов,
собственно эмоциональные компоненты чувств абстрагируются от их когнитивно-
информационных аспектов, а регуляционные функции волевых процессов отчленяются от тех
познавательных и эмоциональных психических структур, которые эту регуляцию
осуществляют. 
Такое абстрагирование неизбежно и даже полезно на тех этапах развития науки или на тех
стадиях исследования, когда вычленяются основные аспекты изучаемого объекта и
кристаллизуется соответствующая им система понятий. Именно на этом основана стратегия
настоящего исследования, реализованная в предшествующих работах автора (Веккер, 1959;
1964; 1974; 1976; 1981) и состоящая в попытке раскрыть те исходные закономерности
организации отдельных когнитивных структур и интеллекта в целом, которые воплощают
формы инвариантного отображения объективной реальности, взятые в абстракции от
эмоциональных компонентов психических процессов. На последующих же стадиях такое
искусственное обособление превращается в гипостазирование абстракций и тем самым
становится тормозом. И дальнейшее развитие теории требует синтетического соотнесения
ранее аналитически отщепленных друг от друга концептов, соответствующих основным
аспектам исследуемой психической реальности (см. также Веккер, Либин, готовится к печати). 
Таковы в самых общих чертах главные корни концептуально-логических трудностей,
создающих – вопреки общей принадлежности интеллектуальных, эмоциональных и волевых
Hosted by uCoz