Navigation bar
  Print document Start Previous page
 321 of 338 
Next page End  

концептом "субъект", требует конкретного раскрытия организации высшего уровня этой
иерархии, т.е. психического субъекта, психического носителя как n-й производной по
отношению к своему исходному физическому носителю (см. Vekker, in preparation). 
Психический субъект, будучи производным носителем, автоматически оказывается вторичной,
производной "субстанцией" в более узком, естественнонаучном смысле этого понятия.
Поскольку же субстанция в первоначальном значении понятия не может быть вторичной, здесь
совмещаются более широкий и более узкий смыслы концепта "субстанция", или "носитель", и,
тем самым, возникает концептуальная ситуация, которая была обозначена как онтологический
парадокс субъекта, т.е. парадокс вторичной субстанции, которая, однако, фактически является
не производной субстанцией, а производным носителем или n-й производной от исходной,
первичной, материальной субстанции. Однако это парадоксальное понятие производной
субстанции или, более точно, производного, идеального носителя психических свойств
обретает свой конкретный материалистический смысл и свою эвристическую направленность
только в той мере, в какой этот идеальный носитель конкретно постигается именно как
производный, иными словами, как свойство исходного телесного носителя, носителя
субстанциального в прямом, ортодоксальном смысле этого понятия. На этой основе
психические свойства n-го порядка получают свое адекватное соотнесение с их идеальным
носителем, с их субъектом. Здесь мы вплотную подходим к общей проблеме адекватного
соотнесения свойств с их носителем, а затем и к более частной проблеме соотнесения
психических свойств с их психическим субъектом-носителем. 
В большинстве современных концепций психического субъекта или личности как психического
носителя своих высших психических свойств личность определяется как некая интегральная
психическая целостность, представляющая собой совокупность своих свойств.
Специфическим частным выражением именно такого смысла соотнесения субъекта-носителя
с его психическими свойствами является трактовка личности как совокупности своих ролей.
Роль явным образом воплощает в себе социальную функцию субъекта; функция, в свою
очередь, явным образом представляет собой свойство своего носителя, и, таким образом,
личность как субъект оказывается совокупностью своих свойств. По прямому смыслу таких
трактовок, выраженных в соответствующих определениях, носитель выступает в качестве
совокупности своих свойств, а свойство, соответственно, оказывается компонентом, составной
частью своего носителя. 
На уровне "трагически невидимой" (Прибрам, 1979) психической реальности, в целостной
структуре которой соотношения части и целого, элемента и системы, свойств и их носителя
глубоко скрыты и замаскированы, неадекватность такого соотнесения свойств и их носителя
не сразу бросается в глаза. Однако оно действительно неадекватно, и это очень легко
обнаружить на примере тех объектов-носителей своих свойств, которые не столь глубоко
скрыты под поверхностью чувственного восприятия или непосредственного наблюдения. Так,
физическое, в частности твердое, тело – не сумма или совокупность своих свойств, таких,
например, как твердость, непроницаемость, упругость, гладкость, шероховатость и т.д. Каждое
из этих свойств, соответственно, – не составная часть или элемент твердого тела.
Элементами твердого тела являются не его свойства (твердость, упругость или
непроницаемость), а молекулы, из которых оно состоит и которые входят в определенную
структуру, скажем, кристаллической решетки. 
Соотношение понятий "носитель" и "свойство" не совпадает, таким образом, с соотношением
понятий "целое" и "часть" или "сумма" и "слагаемое". Эти же соотношения столь же легко
обнаружить и на другом примере, не менее очевидно демонстрирующем неадекватность
вышеприведенной трактовки соотношения "свойства" и его "носителя". Организм не является
совокупностью таких своих свойств или функций, как, например, обмен веществ,
раздражимость, сократимость и т.д. Соответственно этому, такие функции или свойства
организма, как обмен веществ, раздражимость или движение, явным образом не могут быть
составными частями или элементами организма. Такими элементами или компонентами
Hosted by uCoz